Меню

Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №9 "Ромашка"

Воскресенье, 19.05.2024, 13:50

 «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

 

 

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова словно раны, слова, словно суд,-

С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер. Слова.

 

 

Формирование речи у дошкольников возможно при лишь условии правильной речи окружающих их людей, речи, которая должна соответствовать нормам литературного языка.

 

Какие же требования должны предъявлять взрослые к своей речи?:

1) прежде всего, речь должна быть внятной, ясной и отчетливой, с четким произнесением фраз, слов и каждого звука в отдельности, т.е. с хорошей дикцией;

2) способность передавать в речи тончайшие оттенки чувств, переживаний, мыслей достигается благодаря правильному использованию интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, прочитанные или рассказанные вами с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту языка.

3) обычно лучше воспринимается речь тогда, когда она произносится в слегка замедленном темпе, т.к. замедленная речь лучше воспринимается дошколятами, им легче следить за ее содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечеткой, трудной для восприятия.

4) взрослые должны говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!), если необходимо усилить громкость речи, то лучше всего это сделать путем более четкого произнесения слов, замедляя при этом темп речи.

5) общаясь с детьми, не следует злоупотреблять словами с уменьшительно-ласкательным значением: «Танечка, вымой ручки», «Катенька, убери чашечку со стола» и др., употреблять профессиональные, просторечные слова (положь, езжай, слазей), засорять речь лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, короче), подлаживаться под детскую речь (особенно в младших группах), когда без надобности используются звукоподражательные слова. Психологи советуют ребенка поднимать до своего уровня, а не опускаться на его речевой уровень.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко, последовательно излагать свои мысли, пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать с помощью речи собственные наблюдения об окружающем, правильно делать выводы.

Родители, близкие люди, воспитатели и другие сотрудники ДОУ, постоянно находясь в контакте с детьми, являются основным источником, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Дети перенимают манеру говорить, неторопливо произносить слова и фразы, выдерживать вежливый тон в процессе общения и т.д.

Словарный запас русского языка богат. Он постоянно совершенствуется, пополняется новыми словами. В толковом словаре В.И.Даля около 85 тысяч слов. Мы, взрослые, обычно использует в своей речи от 1 до 12 тысяч слов.

Чем богаче и разнообразней словарь взрослых, тем ярче, насыщенней речь ребенка, тем больше слов он может усвоить.

 

Дети, подражая речи окружающих, перенимают все тонкости правильного произношения, словоупотребления, а также и те несовершенства, которые иногда встречаются у взрослых.

Вот  такие «несовершенства» в детском исполнении режут ухо, беспокоят нас, взрослых.

 

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

Н.Рыленков.

 

Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и даже, как это ни удивительно звучит, семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в периоды раздражения и гнева мы произносим вслух те же самые «плохие» слова. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает, как губка, всё то, что он видит и слышит вокруг? Какие же слова можно отнести к «плохим»? Безусловно, это нецензурная лексика, грубые и ругательные слова (дерьмо, сволочь, гад и т.п.), выражения, унижающие и оскорбляющие человека (дурак, идиот, псих и т.п.). Есть еще и жаргонные словечки, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций («йес», «вау» и т.п.).

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.
Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения? Их в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не  произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас.

Как беречь чистоту русского языка? Надежных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту проблему.

 

Правило первое:

Не говорить плохих слов самому. Есть хорошее высказывание Солженицына, они им сказаны по другому поводу, но очень подходят к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».

 

Да, это нелегко. Если вы вращаетесь в компании, где крепкое словечко – это само собой разумеющаяся приставка, а то и заменитель нормального слова, трудно удержаться самому от употребления таких слов. Вы скажете, меня просто не поймут. И все-таки, попробуйте. Пусть все выражаются, а вы – нет. Пусть вы станете исключением из правил. Да, вы можете кому-то показаться белой вороной, кто-то будет насмехаться над вами. Но вас должно останавливать одно: я  - пример для своего ребенка. Очень трудно бывает в одной ситуации использовать их, а в другой – дома обходиться без них. Потому что они остаются в подсознании и выскакивают невольно тогда, когда они и не нужны вовсе. А рядом – собственный ребенок, который это услышал. Вы, как родители, имеете очень большой авторитет для своих детей. Раз папа или мама говорит, значит и мне можно. Поэтому здесь один выход – не говорить их нигде.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.  

 

Создание соответствующей нормам литературного языка речевой среды дома. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то что, выходит из уст, оскверняет человека» - сказано в Библии. И если вы сгоряча или по привычке позволяете себе вставить в разговор резкое словечко, то будьте морально готовы к тому, что и ребенок будет вести себя также. 

 

Правило второе: мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи мы можем.

Элементы несогласия, спора, ссоры, обиды в нашей жизни неизбежны. И даже если у вас сорвалось что-то нелитературное, умейте просить прощение. Пусть это станет еще одним вашим правилом – третьим. Невольно вырвалось – извинитесь за сказанное.

 

А теперь попробуем все правила свести к одному кредо: «Я – исключение. Моя речь – мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».

Почему дети употребляют некрасивые слова?

Тому есть ряд причин.

 

 

1. Копирование.

 

В возрасте трех-пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькулируются» - переносятся ребенком в свою речь наравне с другими понятиями.

Употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная ваша реакция, уважаемые родители, на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант.

2. Способ привлечения внимания

 

В пять-семь лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» - вести себя, говорить и т.д.

Дети от 5 лет и старше, нарушая правила, начинают испытывать чувство вины. В этом возрасте активно развиваются нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности. Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального несоответствия. Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину устойчивого нарушения поведения.

3. Подражание и стремление быть на кого-то похожим

 

Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма или мультфильма), таким образом ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, самостоятельнее и серьёзнее тоже может послужить поводом для употребления бранных словечек. Необходимо иметь в виду, что в силу своего возраста дети часто идеализируют какого-либо человека или героя фильма - если он положительный, значит, всё, что он делает, безоговорочно хорошо. Полностью отгородить ребенка от влияния внешнего мира невозможно, да и не нужно. В этой ситуации можно посоветовать внимательно следить за атмосферой, в которой происходит развитие ребенка. Особенно хочется отметить влияние телевидения - ведь оно забирает у детей и родителей то время, которое они могли бы провести с семьей. Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни, и совсем отказываться от него было бы неправильно. По возможности старайтесь ограничивать время, проведённое ребенком у телеэкрана. Выбирайте только те передачи и мультфильмы, которые соответствуют его возрасту. И никаких сцен насилия, агрессии с участием «колоритных» отрицательных персонажей.

4. Компенсация неуспешности

 

Может случиться и такое, что ребенок переживает неудачи в какой-то одной области жизни (не складываются отношения с братом или сестрой, со сверстниками в детском саду или на детской площадке, хочет научиться играть в футбол, а получается хуже всех), а признаки неблагополучия проявляются и в другом. Ребенок теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей затрагивает личность ребёнка, а не его поведение и действия. Например, если вместо «Я расстроилась, что ты не убрал игрушки» ребёнок слышит, что он лентяй, неаккуратный, то он воспринимает это как «Ты - плохой, я тебя не люблю». А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.

5. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки

 

Впервые требование «Я сам» появляется в возрасте, когда малыш начинает отстаивать право самому решать, что делать в той или иной ситуации, и сохраняется на протяжении всего детства. Родители, считая, что они прививают своим детям правильное воспитание, предупреждают ошибки, строят свое общение с ними в форме указаний, замечаний и опасений. Да, это необходимо. Но если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Родители таких детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Ребенок отвечает бранными словами.

6. Желание отомстить

 

Дети подчас могут быть обижены на кого-то. Причинами этого могут быть глобальные изменения в жизни ребенка – появился маленький братик или сестренка, и ребенок чувствует себя лишним, ненужным; развелись родители; ввиду сложившихся обстоятельств ребенка отправляют жить к бабушке; родители все время ссорятся. Или это единичный и мелкий повод - не купили игрушку, не пошли в гости, несправедливо наказали. И снова ребенок переживает боль и обиду и выражает ее своей руганью.

 

Как с этим бороться?

Рекомендации:

1.                      На стадии появления первых слов постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в окружении малыша.

2.                      Если такие слова все-таки появились в речи ребенка, в доверительной беседе выясните, что означают они для ребенка. В большинстве случаев малыш сам не знает, что говорит.

3.                      Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, нужно извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

4.                      Проявляйте к ребёнку больше внимания, заботы, при этом давая еще и некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создавать благоприятную атмосферу в доме, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия.

5.                      Как очень строго наказывать, так и игнорировать брань нельзя. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное - добиться понимания ребёнком, почему так нельзя говорить. Дело в том, что в представлении дошкольника понятия о хорошем и плохом часто смещаются, а в силу отсутствия достаточного жизненного опыта могут даже меняться местами. И здесь задача взрослых - помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить - плохо. Если Вы наказываете ребёнка, помните о том, что он должен знать, за что его наказывают, штрафные санкции должны следовать сразу за проступком, и наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ребёнка. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить вас своим неправильным поведением.

6.                      Быть примером для своего ребенка. Говоря: «Мне ругаться можно, а тебе нет», не ждите, что он с вами согласится, если вы сами служите моделью неподобающего поведения. Подумайте об обстановке, царящей у вас дома: употребляете ли вы унизительные прозвища, обидные выражения в отношении членов своей семьи, в том числе и детей, И самое главное: стараетесь ли вы избегать семейных конфликтов в присутствии ребенка? В такие моменты взрослые заняты только выяснением отношений и ничего не видят вокруг себя. Что вы делаете и говорите в подобной ситуации? Задумайтесь об этом. Говорить о том, что ругаться запрещено, и самому это делать – значит наносить серьезный вред воспитанию. И только серьезно поработав над собой, можно прививать ребёнку свой взгляд на проблему: «Ты же никогда не слышал, чтобы я ругался. Это оскорбляет и обижает других людей, а ведь мы должны относиться друг к другу с уважением. Если ты злишься на другого человека, нужно сказать по-другому – мне это не нравится, это нечестно».

7.                      Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Научите ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь, я в гневе, я очень рад, я испуган и т.д.).

 

В русском языке много пословиц, поговорок и крылатых выражений. Немало их и у других народов мира. Как оказывается, разные слова передают схожий смысл этих выражений:

 

1.                      Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее (англ.) - Баба с возу-кобыле легче

2.                      Красота сердца дороже красоты лица (япон.)- Не будь складен, а будь ладен. Не ищи красоты, а ищи доброты.

3.                      Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце (азерб.) - Глаза – зеркало души.

4.                       Бежал от огня, попал под ливень (араб.) - Из огня да в полымя.

5.                       Тот не заблудится, кто спрашивает (финн.) - Язык до Киева доведет.

6.                       Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет (иран.) - На безрыбье и рак – рыба.

7.                      Молчаливый рот – золотой рот (нем.) - Слово – серебро, молчание – золото.

8.                       Разговорами риса не сваришь (кит.) - Соловья баснями не кормят.

Белые ромашки

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос
Нравится ли вам посещать наш садик?
Всего ответов: 103

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Info

    Copyright MyCorp © 2024