Четыре
основных причины серьезных
нарушений
поведения детей.
Первая – борьба за
внимание.
Если ребенок не
получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для
нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его
получить: непослушание.
Родители то и дело
отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень
приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина –
борьба за самоутверждение против
чрезмерной родительской власти и опеки.
Знаменитое требование
«я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень
чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им ставится особенно трудно,
когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний,
опасений. Родители считают, что приучать детей к порядку.
Это необходимо, но
весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком
часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то
ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять
право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.
Третья причина –
желание отомстить.
Дети часто бывают
обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более
внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся…
И снова в глубине души
ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты,
непослушание, неуспеваемость в школе.
Смысл «плохого»
поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам
будет тоже плохо!».
Четвертая причина –
потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что
ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а
неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не
сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба.
Подобное «смещение
неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький
опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он
приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в
душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И
буду плохой!».
М.Р. Григорьева
«Психологическая работа в ДОУ» (компакт-диск)
|