Как научить ребенка делиться игрушками и не давать себя в обиду?
Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, что такое «мое» и что такое «чужое».
Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"! Он может хватать все, что покажется ему привлекательным не только в песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему.
Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы собственности и "распределения благ" в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие, (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за чего обычно разыгрываются целые баталии...
Итак, начнем обучать малыша проведению и соблюдению границ.
Как только кроха выбирается из коляски и приступает
к играм в песочнице, в его жизни
появляются понятия "СВОЕГО" и "ЧУЖОГО".
1. Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией.
Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему в этом.
Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки.
2. Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки.
Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему:
"Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!".
3. Если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"!
И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме.
Если на вашего ребенка нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки. Можно сказать: «Это Ванина машина, давай у него попросим поиграть с машиной…»
4. Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои желания в социально приемлемой форме.
- 2-3 летнего малыша учить сначала меняться игрушками.
- когда ребенок подрастет и сможет с помощью речи выражать свои желания, говорить «волшебное слово»: «ДАЙ, ПОЖАЛУЙСТА» или
«Можно я поиграю твоей игрушкой».
Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если "сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.
5. И пожалуйста, забудьте слово "жадный"!
Никогда не употребляйте его в отношении своего, а тем более чужого ребенка. В два года ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и отнять чужое.
А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и "чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и постепенно приучится с уважением относиться к собственности других детей.
Консультация подготовлена по материалам: А.Кравцова. - Непослушные дети или как научиться понимать своего ребенка.