Консультация для педагогов.
Старший воспитатель Азарова Т.И.
- 1 квалификационная категория
ФГТ в ДОУ
В ноябре 2009 года вышел приказ Минобразования науки России № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Федеральные государственные требования в целом отражают современные подходы к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования (Программы), причём не, только к её структуре, но и содержанию. Они задают единую основу для разработки вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребёнка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое). В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
ФГТ в вопросах и ответах
Что такое «федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования»?
ФГТ в сфере дошкольного образования – это нормы, определяющие обязательный минимум содержании основных образовательных программ общего образования, максимальный объём максимальной нагрузки детей, уровень подготовки выпускников ДОУ, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Каково назначение государственных требований дошкольного образования?
ФГТ обеспечивают:
- Равные возможности для всех детей в получении качественного образования;
- Единства образовательного пространства в РФ;
- Защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- Преемственности образовательных программ на ступенях дошкольного и начального образования;
- Социальной защищённости детей;
- Социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
- Прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию дошкольного образования уровню подготовки выпускников в ДОУ;
- Основы для расчёта федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области дошкольного образования.
Какие концептуальные подходы явились основой для разработки ФГТ?
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.);
- Деятельностный (А.В. запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- Личностный (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и др.).
Каковы условия внедрения ФГТ в ДОУ?
Условия эффективности внедрения ФГТ в ДОУ: обеспечение психологического комфорта субъектов, индивидуальный подход, непрерывность процесса, практико-ориентированная направленность, построение развивающей образовательной среды в ДОУ.
Что является основой содержания дошкольного образования?
Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребёнка: познавательно-речевое, физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Что является содержанием дошкольного образования?
Содержание дошкольного образования – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребёнка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Ориентировано на обеспечение развития личности ребёнка, создание условий для его самореализации.
Что является целевым ориентиром современной системы дошкольного образования?
Социальный портрет ребёнка дошкольника (6,5-7 лет) выступает как целевой ориентир современной системы дошкольного образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определённые физические, личностные и интеллектуальные качества.
Что представляет собой основная общеобразовательная программа дошкольного образования?
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в ДОУ на основе ФГТ к структуре и условиям реализации.
Каким принципами руководствовались разработчики ФГТ к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования?
Принципы ФГТ:
1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ.2. Принцип интеграции образовательных областей.
3. Принцип развивающего образования( как альтернатива ЗУНовскому).
Какие образовательные области выделены в ФГТ? Какие из них новые?
Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». Образовательная область «Безопасность» впервые выделена как самостоятельная.
Как образовательные области связаны между собой в ФГТ?
Основной принцип взаимосвязи образовательных областей принцип интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу.
Какова специфика педагогической деятельности по программе в различных организационных формах (моделях) дошкольного образования?
Педагогические работники, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обязаны:
- Организовать образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста;
- Обеспечить развивающую предметную среду;
- Обеспечить коррекционно-педагогическое сопровождеие воспитанников.
Как осуществляется оценка результативности освоения основной образовательной программы и качества деятельности на основе ФГТ?
Результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования производиться в следующей системе:
1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы – качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определённой периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребёнком той или иной деятельностью.2. Итоговый результат освоения программы – физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребёнка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.
Формы оценки – мониторинг, схемы наблюдения за ребёнком, критериально-ориентированное тестирование и др.
Методическая литература: Справочник старшего воспитателя / авт.-сост. Н.А. Кочетова [ и др.].- Волгоград: Учитель, 2013.