Консультация для педагогов.
Старший воспитатель Азарова Т.И.
- 1
квалификационная категория
ФГТ в ДОУ
В ноябре 2009
года вышел приказ Минобразования науки России № 655 «Об утверждении и введении
в действие федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования».
Федеральные
государственные требования в целом отражают современные подходы к разработке
общеобразовательной программы дошкольного образования (Программы), причём не,
только к её структуре, но и содержанию.
Они задают единую основу для разработки вариативных образовательных программ с
опорой на традиционные направления развития ребёнка (физическое,
социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое). В
них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция
образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения
образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих
задач.
ФГТ в вопросах и
ответах
Что
такое «федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования»?
ФГТ в сфере дошкольного образования – это нормы, определяющие обязательный минимум содержании основных
образовательных программ общего образования, максимальный объём максимальной
нагрузки детей, уровень подготовки выпускников ДОУ, а также основные требования
к обеспечению образовательного процесса.
Каково
назначение государственных требований дошкольного образования?
ФГТ
обеспечивают:
-
Равные
возможности для всех детей в получении качественного образования;
-
Единства
образовательного пространства в РФ;
-
Защиты
обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
-
Преемственности
образовательных программ на ступенях дошкольного и начального образования;
-
Социальной
защищённости детей;
-
Социальной и профессиональной защищенности
педагогических работников;
-
Прав
граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и
требованиях к содержанию дошкольного образования уровню подготовки выпускников в ДОУ;
-
Основы
для расчёта федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в
области дошкольного образования.
Какие
концептуальные подходы явились основой для разработки ФГТ?
-
Культурно-исторический
подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.);
-
Деятельностный
(А.В. запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
-
Личностный
(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и др.).
Каковы
условия внедрения ФГТ в ДОУ?
Условия эффективности
внедрения ФГТ в ДОУ: обеспечение психологического комфорта субъектов,
индивидуальный подход, непрерывность процесса, практико-ориентированная
направленность, построение развивающей образовательной среды в ДОУ.
Что
является основой содержания дошкольного образования?
Основой
содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4
направления, соответствующие основным линиям развития ребёнка: познавательно-речевое,
физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Что
является содержанием дошкольного образования?
Содержание
дошкольного образования – совокупность интегральных компонентов (направлений
развития ребёнка) и образовательных
областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание
детей от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Ориентировано на обеспечение развития личности ребёнка, создание условий для
его самореализации.
Что
является целевым ориентиром современной системы дошкольного образования?
Социальный
портрет ребёнка дошкольника (6,5-7 лет) выступает как целевой ориентир
современной системы дошкольного образования. В результате освоения каждой
образовательной области должны быть сформированы определённые физические, личностные и интеллектуальные качества.
Что
представляет собой основная общеобразовательная программа дошкольного
образования?
Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования – программа, разрабатываемая, утверждаемая и
реализуемая в ДОУ на основе ФГТ к структуре и условиям реализации.
Каким
принципами руководствовались разработчики ФГТ к структуре примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования?
Принципы ФГТ: 1.
Комплексно-тематический
принцип построения образовательного процесса в ДОУ. 2.
Принцип
интеграции образовательных
областей. 3.
Принцип развивающего образования( как
альтернатива ЗУНовскому).
Какие
образовательные области выделены в ФГТ? Какие из них новые?
Образовательные
области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,
«Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Музыка», «Художественное творчество». Образовательная область «Безопасность» впервые выделена как
самостоятельная.
Как
образовательные области связаны между собой в ФГТ?
Основной принцип
взаимосвязи образовательных областей принцип
интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу.
Какова
специфика педагогической деятельности по программе в различных организационных формах (моделях)
дошкольного образования?
Педагогические
работники, реализующие основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, обязаны:
-
Организовать
образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
раннего и дошкольного возраста;
-
Обеспечить
развивающую предметную среду;
-
Обеспечить
коррекционно-педагогическое сопровождеие воспитанников.
Как
осуществляется оценка результативности освоения основной образовательной
программы и качества деятельности на основе ФГТ?
Результат
освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
производиться в следующей системе: 1.
Текущие
(промежуточные) результаты освоения программы – качества, формируемые в течение
всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с
определённой периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения
ребёнком той или иной деятельностью. 2.
Итоговый
результат освоения программы – физическая и психологическая готовность к школе,
оценка которой осуществляется при переходе ребёнка с уровня дошкольного
образования на уровень общего (начального общего) образования.
Формы оценки – мониторинг,
схемы наблюдения за ребёнком, критериально-ориентированное
тестирование и др.
Методическая
литература: Справочник старшего воспитателя / авт.-сост. Н.А. Кочетова [ и др.].- Волгоград:
Учитель, 2013.
|