Чтобы ребенок не стал ябедой (часть 1).
Принято считать, что ябедничать плохо. Почему у ребенка появляется
желание информировать взрослых о том, что делают сверстники? И каким еще
образом малыш может узнать у родителей, плохой или хороший поступок совершает
тот, про кого он рассказывает?
У трехлетнего ребенка сознание
находится в стадии формирования. Оценить поступок малыш может, только глядя на
реакцию взрослых. Когда он сообщает родителям или воспитателю: "Коля
столкнул меня с качелей, а была моя очередь", то на самом деле пытается
выразить две мысли - сообщить о несправедливости и узнать, действительно ли то,
что сделал Коля, плохо. А ваша задача - обсудить с ним, правильно или нет вели
себя другие дети, он сам и как лучше вести себя в следующий раз. Или другая типичная ситуация, когда ребенок бежит
к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не
ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на
собственные силы.
Вывод: Пока ребенку не исполнилось трех лет, произносить слово "ябеда" просто бессмысленно. С трех лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На первый план выступает игра, причем игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Ребенок хочет, чтобы ему объяснили "как", "что" и "почему". Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, воспитателя и пробует их применять. И ему так важно получить объяснения взрослого о том, "что такое хорошо и что такое плохо"!
Родителям, чьи дети находятся в возрасте трех - пяти лет, нужно понимать, что ребенок, сообщая вам о чем-то или о ком-то, зачастую не преследует никаких "низких" целей. Он просто делится информацией!
Ребенок
по дороге домой рассказывает, как воспитательница ругала мальчишек, как мальчик
куклу отнимал... Ябедничество ли это? Скорее всего - нет. Ребенок не видит в жалобах ничего предосудительного.
Ему необходимо поделиться и
впечатлениями, и эмоциями, и фактами.
Вывод:
Кажущийся парадокс в поведении ребенка, не достигшего пяти лет, заключается в
том, что он может реалистично оценить только чужое поведение. Ребенок, по сути,
не может быть плохим, плохими могут быть только другие. Это необходимый этап,
чтобы затем научиться оценивать и свои поступки, но это происходит позже, в пять
- семь лет. Именно поэтому дети рассказывают о чужих проступках. Им важно, что
думает мама по этому поводу. Именно через мнение мамы они изучают социальные
нормы общения и учатся оценивать также и свое поведение.
Ø А что будет, если мама прервет ребенка категоричным "Не ябедничай"? Дитя, несколько раз получив такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Ребенок не получит ответы на волнующие его вопросы. Да, сиюминутная проблема решена, ребенок перестанет "ябедничать", но отдаленная перспектива совсем не радужная - отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками. С трех до пяти лет продолжается период "проб и ошибок", и очень важно, чтобы рядом с ребенком были понимающие родители, готовые всегда прийти на помощь.
Консультация составлена по книге автора - составителя Бориса Баха "Ваш малыш - личность. Практические советы родителям".