Как отучить ребенка ябедничать?
Доносительство - приобретенный тип поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Это, в сущности, первый шаг на пути к другому типу поведения, присущего всем возрастам, которое называется злословием. Обычно намерения доносчика - причинить неприятности другому или же привлечь наше внимание.
Еще одна причина такого поведения среди
детей - власть. (Подумайте над этим:
осознание того, что ты можешь причинить неприятность брату, сестре или другу, -
очень мощное средство контроля.) Доносительство - отнюдь не хорошая черта
характера; оно обычно приводит к ухудшению отношений между доносчиком и его
жертвой и часто бывает причиной домашних войн между детьми. Кроме того,
сообщаемая таким образом информация редко бывает полезной.
Четыре шага к искоренению ябедничества.
Шаг 1.
Объясните разницу между доносом и сообщением о чем-либо.
Рассказать взрослому о том, что кто-то поранился или может попасть в беду, не
значит доносить; это ответственный поступок. В наше время особенно важно, чтобы
дети сообщали взрослым, что кто-то в опасности,
кто-то испугался или поранился.
Во время такой беседы неплохо дать ребенку имена взрослых, к которым он
может подойти и рассказать о возможных опасных ситуациях. Лучшее средство остановить доносительство - установить
правило: не выслушивать сообщение, если оно не направлено на предотвращение
беды или вреда.
Шаг 2. Введите
правило "не ябедничать" и обяжите ребенка следовать ему.
Как только ребенок усвоит разницу между доносом и сообщением, введите жесткое
правило, запрещающее ябедничать. Лучшие правила имеют простую и ясную
формулировку: "Я не стану слушать это, разве что если кто-то попал в
беду" или "Это полезное или бесполезное сообщение?" Часто таких
ответов достаточно, чтобы ребенок понял, что вы станете слушать только полезную
информацию. Ключ к искоренению доносительства - последовательность в проведении
установленной политики каждый раз, когда ребенок ябедничает.
Шаг 3. Научите ребенка справляться с проблемами.
Одна из причин доносительства заключается в
том, что дети могут не знать, как справиться с проблемой, поэтому они
обращаются к нам, чтобы мы сделали это за них. Спасая каждый раз ребенка, вы не
способствуете развитию в нем уверенности в своих силах, поэтому научите его
справляться с проблемами самостоятельно, чтобы он мог полагаться на себя.
Шаг 4.
Тщательно проанализируйте свое собственное поведение. Как вы обычно реагируете,
когда ребенок ябедничает? Может быть, вы невольно поощряете доносы, обращая
внимание и реагируя на малейшую жалобу? Если это так, подумайте об изменении
своего поведения. Как правило, лучшая реакция - нейтральная: "Гм-м-м"
или " Я тебя услышала", приглушите
свою реакцию и не играйте на руку ребенку.
Дорогие родители:
1. Сколько бы ни было лет ребенку, прислушивайтесь к его мнению, уважайте его, чаще хвалите. Помните, что часто ябедами становятся дети, которые получают недостаточно ласки и внимания. Ябедничеством они стараются компенсировать этот недостаток и ощутить собственную значимость
2. Если вашему ребенку от 5
до 7 лет, научитесь отделять настоящее ябедничество (из мести, зависти, обиды)
от ненастоящего, когда ребенок просит помощи взрослого, сообщает об опасности,
хочет избежать незаслуженного наказания. Промежуточным звеном от
"ненастоящих" к "настоящим" ябедам служат дети, слишком
жестко ориентированные на исполнение социальных норм.
3. Сколько бы лет ни было ребенку, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение не ябедничать и не жаловаться, хотя именно на этот способ родители возлагают самые большие надежды. Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребенком и взрослым.
4. Если присмотреться внимательно, то выяснится, что жалобы - не такой пустяк, как кажется на первый взгляд. Это яркое отражение реакции взрослого на ребенка и его поведение. И именно от взрослых зависит, будет их малыш ябедой или нет.
Консультация подготовлена по книге Мишеля Борба "38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться".