Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ.
1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью
оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр,
игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее - игрушки и
материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования
адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными
учреждениями для организации работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны
быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям
Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно
убедиться в наличии:
- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта
России;
- санитарно-эпидемиологического заключения, выданного
Госсанэпиднадзором России.
Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов
игрушек.
2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных
людей и в несанкционированных торговых точках.
2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и
материалов.
2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием
детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с
которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень
сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не
рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую
безопасность ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия,
безнравственные поступки, насилие.
3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам,
взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха,
неуверенности, беспокойства.
3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие
ребенка и иметь следующие качества:
- полифункциональность (возможность гибкого вариативного
использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с
игровым сюжетом и замыслом ребенка);
- дидактическую ценность (возможность использования в качестве
средства обучения детей);
- эстетическую направленность (для художественно-эстетического
развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и
интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное
место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим,
гигиеническим требованиям.
5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть
устойчиво и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка
игрушек и материалов.
5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках,
витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму
без избытка ярких, "кричащих" тонов.
5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
- сюжетные игры и игрушки;
- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и
фантастических персонажей);
- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
- игры с правилами;
- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую
компетенцию;
- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. -
на умственную компетенцию;
- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности
необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка
способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы,
наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
- материалы для простейшего экспериментирования: металлические,
деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие
ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что
тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна
осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся
рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих
видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы
(с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь
следующие предметы:
- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития
быстроты двигательных реакций;
- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему
и др. - для развития координации и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики
для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики
плоскостопия;
- эспандеры, гимнастические палки и др. - для формирования
правильной осанки ребенка.
При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок,
колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения
травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо
предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных
безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек,
шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми
(например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта,
шишки и камешки - для игры в "магазин" и т.д.).
7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться.
Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на
время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте.
Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и
занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности
принимать в них участие.
Приложение к письму Минобразования России
от 15 марта 2004 года N 03-51-46ин/14-03
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ.
1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью
оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр,
игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее - игрушки и
материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования
адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными
учреждениями для организации работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны
быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям
Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно
убедиться в наличии:
- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта
России;
- санитарно-эпидемиологического заключения, выданного
Госсанэпиднадзором России.
Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов
игрушек.
2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных
людей и в несанкционированных торговых точках.
2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и
материалов.
2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием
детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с
которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень
сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не
рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую
безопасность ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия,
безнравственные поступки, насилие.
3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам,
взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха,
неуверенности, беспокойства.
3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие
ребенка и иметь следующие качества:
- полифункциональность (возможность гибкого вариативного
использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с
игровым сюжетом и замыслом ребенка);
- дидактическую ценность (возможность использования в качестве
средства обучения детей);
- эстетическую направленность (для художественно-эстетического
развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и
интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное
место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим,
гигиеническим требованиям.
5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть
устойчиво и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка
игрушек и материалов.
5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках,
витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму
без избытка ярких, "кричащих" тонов.
5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
- сюжетные игры и игрушки;
- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и
фантастических персонажей);
- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
- игры с правилами;
- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую
компетенцию;
- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. -
на умственную компетенцию;
- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности
необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка
способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы,
наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
- материалы для простейшего экспериментирования: металлические,
деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие
ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что
тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна
осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся
рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих
видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы
(с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь
следующие предметы:
- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития
быстроты двигательных реакций;
- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему
и др. - для развития координации и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики
для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики
плоскостопия;
- эспандеры, гимнастические палки и др. - для формирования
правильной осанки ребенка.
При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок,
колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения
травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо
предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных
безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек,
шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми
(например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта,
шишки и камешки - для игры в "магазин" и т.д.).
7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться.
Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на
время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте.
Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и
занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности
принимать в них участие.
Приложение к письму Минобразования России
от 15 марта 2004 года N 03-51-46ин/14-03