«Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности»
Старший воспитатель Азарова Т.И.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А.Сухомлинский.
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!
Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольника.
Условия, необходимые для развития познавательной активности дошкольников в ДОУ:
- создание пространственной разносторонней среды;
- гуманистическая позиция педагога;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- взаимодействие с родителями;
- система планирования;
Методические условия для развития познавательной активности детей:
· Плановость;
· Координированность;
· Целенаправленность;
· Системность;
· Индивидуально-дифференцированный подход и непрерывность повышения квалификации;
· Креативность педагогов, умение их адаптировать, изменять имеющийся материал.
Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение строятся с учетом «зоны ближайшего развития». Гуманистическая позиция педагога состоит в том, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, с тем опытом, который у него имеется и учетом этого сделать его полноправным участником учебного процесса. На каждом возрастном этапе между детьми существуют индивидуальные различия, которые учитывают педагоги при составлении игр и занятий. Задания могут выполняться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Место и время занятий выбирает педагог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сетки занятий. Только индивидуально – дифференцированный подход позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. К детям разного пола, разного типа темперамента нужен особый подход, они нуждаются в дифференцированных воспитательных воздействиях. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов.
Задача педагога состоит прежде всего в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Опыт работы убедительно показывает, что прививать интерес к учебе лучше на игровом, занимательном, обучающем материале, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры - эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.
Задачи:
- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей.
- развивать психические процессы как основу учебно – познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).
- активизировать познавательные интересы.
- дать знания об окружающем мире.
- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности.
- развивать речь.
- формировать математическое и конструктивное мышление.
- развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.
В основу системы развития интеллектуально – познавательной сферы детей дошкольного возраста положены следующие принципы:
- ориентация на основные возрастные новообразования в познавательной сфере детей дошкольного возраста;
- учет основных линий развития интеллектуально – познавательной сферы дошкольников;
- опора на « зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач;
- повышение умственной активности детей, которая способствует стремлению самостоятельно справляться с познавательными задачами, в том числе с задачами нового типа;
- органическая связь между внешней (практической) и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе проведения занятий и развивающих игр;
- принцип единства диагностики.
Реализация этих принципов позволит педагогу решить сложные задачи развития у детей дошкольного возраста интеллектуально – познавательной сферы и формирования устойчивой познавательной активности. Необходимо формировать творческие способности ребенка, а не передавать готовые знания. Создать такие условия для учебно-воспитательного процесса, где в комплексе решаются задачи гармонического развития личности.
Цель педагога состоит не столько в том, чтобы передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учится. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучение), самоконтролю даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. Педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Занятия с использованием творческих заданий, игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения.
Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам, а воспитательные задачи реализуются средствами разных видов деятельности. Необычные по своему содержанию и форме комплексные занятия вызывают большой интерес у детей, они ведут себя раскованно, непринужденно. На комплексном занятии применяются метод поисковых ситуаций побуждающих детей к самостоятельным действиям. Дошкольники сами придумывают загадки, рассматривая работы сверстников и свои, вспоминают потешки, составляют рассказы, соответствующие по содержанию работы. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки. Формируется творческое поисковое мышление.
Как новая форма передачи знаний детям, комплексные занятия развиваются поэтапно:
1. Комбинированные занятия. Основной методический признак занятий – сочетание функций разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (например: после рисования идет подвижная игра).
2. Комплексные занятия. Реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (например: беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении», при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой).
3. Интегрированные занятия. Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (например; рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.
Комплексный подход заключается в следующем:
· Диагностика уровней умственного развития с целью дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;
· Организация комплексных и интегрированных занятий, в процессе которых решаются задачи разных видов деятельности;
· Использование на занятии дидактических игр, направленных на развитие психических процессов;
· Активизация самостоятельной деятельности детей, развитие у них самоконтроля и самооценки.
· Обогащение предметно-развивающей среды дидактическими играми;
· Использование на занятиях и в повседневной жизни природных материалов, предметов художественного и декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей эстетического отношения к окружающей действительности, чувство красоты;
· Воспитание трудолюбия, желание помочь друзьям;
· Взаимодействие всех участников педагогического процесса;
· Взаимодействие ДОУ с семьей.
Технологическая схема современного занятия должна обладать большой вариативностью и при этом воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельному познанию окружающего мира. Для того чтобы занятие стало обучающим, его необходимо тщательно подготовить, спланировать. Модель плана занятия:
- Тема занятия и план ее изложения;
- Цели и задачи занятия;
- Задания, вопросы, дидактический материал;
- Задания для самостоятельной деятельности, закрепление знаний, умений.
Структура занятия:
- комплексное планирование задач;
- выделение в содержании занятия главного;
- определение последовательности и оптимальное распределение времени;
- дифференцированный и индивидуальный подход;
- создание материально-технических условий.
Главное внимание уделяется не столько передаче детям знаний, умений и навыков, сколько обучению способам действия и решения проблем, приемам, позволяющим самостоятельно получать знания. Однако объем знаний реализуется не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря современным эффективным формам организации образовательного процесса, в числе которых - проектная деятельность. Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
«Есть у меня шестерка слуг проворных и удалых
И все, что вижу я вокруг, все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда, Где».
Р. Киплинг.
Литература: А. Н. Белоус Развитие интеллектуально – познавательной сферы детей дошкольного возраста. Минск: «Беларусь», 2002 г. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.- (Приложение к журналу « Управление ДОУ»). (7)