Конспект интегрированного занятия «Мы на Севере живём»
Старшая группа
Воспитатель: Кузьминчук Н.А
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки берёмся,
И гостям мы улыбнёмся»
Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно - тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А на чём бы вы хотели отправиться в путешествие?
- А знаете ли вы, как путешествовать вокруг света, не выходя из дома?
Я сегодня приглашаю вас в такое путешествие. (подходим к глобусу)
Давайте положим свои ладошки на глобус и закроем глаза. Мы отправляемся в путешествие! (звучит музыка)
«Я в посёлке самом дальнем,
Я на Севере живу.
Здесь, под северным сияньем,
Не во сне, а наяву.
Вся хорошая погода
Скрылась в дальние края.
Девять месяцев из года
Кружит снег вокруг меня». (открываем глаза)
- Ребята, а где мы с вами оказались?
- А как называется полуостров, на котором мы с вами живём?
«Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров.
Где всё затем и низкоросло,
Чтоб был высоким человек».
- Сегодня мы с вами поговорим о суровой природе Севера, о животных, которые здесь живут. Ребята, я знаю интересную игру про Север. Давайте поиграем?
- На севере лежат снега? Да
- Ночь бывает полгода? Да
- День бывает полгода? Да
- Полярный песец живёт на севере? Да
- Летом на севере много птиц? Да
- На Северном полюсе живут пингвины? Нет
- На Северном полюсе живут белые медведи? Да
- Белые медведи живут в берлоге? Нет
- Жираф живёт на Севере? Нет
Сурова, но красива природа Кольского полуострова. Зимой бывает тепло, в декабре-январе могут быть оттепели. Как можно объяснить это «чудо северной природы»?
А объясняется это чудо близостью тёплого течения Гольфстрим. Благодаря этому течению, которое протекает в Баренцевом море, у нас живут разные птицы и звери, растут деревья, травы, ягоды. Течение Гольфстрим согревает наш край, не позволяет превратить его в ледяную пустыню.
В нашем северном крае можно увидеть бесчисленные озёра и порожистые реки, своеобразный растительный мир.
Ребята, а кто знает, как называется озеро у нас в посёлке? ( Куэтс- Ярви )
А как называется наша речка? ( Колос- Йоки)
(подходим к столу с карточками растений).
Давайте поиграем в игру «Что растёт на Севере?»
На столе лежат карточки с изображением растений Кольского полуострова. Вы выбираете
одну карточку и рассказываете об этом растении что знаете. Но только о том растении, которое растёт у нас на Севере (берёза, Иван- чай, брусника, рябина, черника, крапива, морошка, сосна, щавель, дуб).
(идём к доске с перевёрнутой картинкой).
Ребята, в любое время года нас встречает одна красавица. А что это за красавица, вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Зелена, а не лук,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек» (берёза)
Берёза- символ России. А кто помнит название берёзки, которая растёт на Севере?
Когда мы ходили в музей, нам про неё рассказывали. (карликовая или полярная).
(подходим к столу, на котором лежат картинки оленя, моржа, тюленя).
Ребята, назовите животных и птиц, которые живут на Севере? (тюлень, лиса, горностай, куница, россомаха, куропатка, глухарь, тетерев, утки, гуси, лебеди)
Животных вы знаете. А сможете ли отгадать про них загадки?
Загадки:
Кто под северным сияньем
Покрывает расстояния?
У кого рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры,
В белой тундре всех быстрей. Кто он? (Северный олень)
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает,
От морозов согревает. (Белый медведь)
От голодных волчьих стай,
Влез на пихту… (Горностай)
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (песец)
Сейчас мы с вами ещё поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я начинаю, вы заканчиваете.
- Чьи рога показались над холмом? (оленьи)
- Это идёт большой…
(олень)
- За ним идёт мама…(олениха) с маленьким …(оленёнком).
- В море плывёт…(морж) с мамой …(моржихой) и маленьким…(моржёнком).
- На нас смотрит огромный …(тюлень). Рядом с ним мама…(тюлениха) с маленьким … (тюленёнком).
- Ребята, а как некоторые животные приспособились к жизни в таком суровом краю? (шкура покрыта густым тёплым мехом).
- А какого цвета мех чаще всего бывает у животных Севера? (белый)
- А почему? (так им легче спрятаться среди снега).
- А вот у тюленя есть меховая шуба?
- Что же его греет? (толстый слой жира, это тоже шуба, только подкожная).
Давайте ещё поиграем. Игра называется «Кто лишний?». Я вам предлагаю два набора картинок с изображением животных. Вы внимательно на них посмотрите, исключите
«лишнее» животное и объясните, почему вы убрали именно это животное.
1 стол - песец, белый медведь, пингвин, тюлень (1 вариант - песец, он не умеет плавать; 2 вариант - пингвин, он живёт в Антарктиде, а не на Севере)
2 стол - чайка, морж, аист, полярная сова (1 вариант - морж, он не птица; 2 вариант - аист, он не живёт на Севере).
- Ребята, а вам нравится наш Север?
- Чем?
- Я приготовила что-то интересное, хотите посмотреть? (подходим к столу с макетом)
- Как вы думаете, что это?
- Это макет.
- А макет какого края?
- Как вы догадались?
- Каких животных вы здесь видите?
- Как вы думаете, это все животные, которые живут на Севере?
- Конечно, не все.
- Давайте мы с вами ещё сделаем животных. Но прежде, чем приступить к работе, я хочу вам раздать эти улыбающиеся «смайлики» Эти «смайлики» двух цветов. Зелёный цвет, когда вы её поднимаете, означает, что вы справились с заданием; оранжевый цвет, когда вы её поднимаете, я буду знать, что вам нужна помощь, тогда я или ваши товарищи смогут вам помочь.
(Дети приступают к работе)
В конце занятия:
Вот и закончилось наше путешествие на Север, пора возвращаться в детский сад. А свои впечатления о путешествии мы нарисуем.