Конспект интегрированного занятия «Мы на Севере живём»
Старшая группа
Воспитатель: Кузьминчук Н.А
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки берёмся,
И гостям мы улыбнёмся»
Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как
приятно - тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое
настроение останется на протяжении всего занятия.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А на чём бы вы хотели отправиться в путешествие?
- А знаете ли вы, как путешествовать вокруг света, не выходя
из дома?
Я сегодня приглашаю вас в такое путешествие. (подходим к
глобусу)
Давайте положим свои ладошки на глобус и закроем глаза. Мы
отправляемся в путешествие! (звучит
музыка)
«Я в посёлке самом дальнем,
Я на Севере живу.
Здесь, под северным сияньем,
Не во сне, а наяву.
Вся хорошая погода
Скрылась в дальние края.
Девять месяцев из года
Кружит снег вокруг меня».
(открываем глаза)
- Ребята, а где мы с вами оказались?
- А как называется полуостров, на котором мы с вами живём?
«Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров.
Где всё затем и низкоросло,
Чтоб был высоким человек».
- Сегодня мы с вами поговорим о суровой природе Севера, о
животных, которые здесь живут. Ребята, я знаю интересную игру про Север.
Давайте поиграем?
- На севере лежат снега? Да
- Ночь бывает полгода? Да
- День бывает полгода? Да
- Полярный песец живёт на севере? Да
- Летом на севере много птиц? Да
- На Северном полюсе живут пингвины? Нет
- На Северном полюсе живут белые медведи? Да
- Белые медведи живут в берлоге? Нет
- Жираф живёт на Севере? Нет
Сурова, но красива природа Кольского полуострова. Зимой
бывает тепло, в декабре-январе могут быть оттепели. Как можно объяснить это
«чудо северной природы»?
А объясняется это чудо близостью тёплого течения Гольфстрим.
Благодаря этому течению, которое
протекает в Баренцевом море, у нас живут разные птицы и звери, растут деревья,
травы, ягоды. Течение Гольфстрим согревает наш край, не позволяет превратить
его в ледяную пустыню.
В нашем северном крае можно увидеть бесчисленные озёра и
порожистые реки, своеобразный растительный мир.
Ребята, а кто знает, как называется озеро у нас в посёлке? ( Куэтс- Ярви )
А как называется наша речка? ( Колос- Йоки)
(подходим к столу с карточками растений).
Давайте поиграем в игру «Что растёт на Севере?»
На столе лежат карточки с изображением растений Кольского
полуострова. Вы выбираете
одну карточку и рассказываете об этом растении что знаете.
Но только о том растении, которое растёт у нас на Севере (берёза, Иван- чай,
брусника, рябина, черника, крапива,
морошка, сосна, щавель, дуб).
(идём к доске с перевёрнутой картинкой).
Ребята, в любое время года нас встречает одна красавица. А
что это за красавица, вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Зелена, а не лук,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек» (берёза)
Берёза- символ России. А кто помнит название берёзки,
которая растёт на Севере?
Когда мы ходили в музей, нам про неё рассказывали. (карликовая или полярная).
(подходим к столу, на котором лежат картинки оленя, моржа,
тюленя).
Ребята, назовите животных и птиц, которые живут на
Севере? (тюлень, лиса, горностай,
куница, россомаха, куропатка, глухарь, тетерев, утки, гуси, лебеди)
Животных вы знаете. А сможете ли отгадать про них загадки?
Загадки:
Кто под северным сияньем
Покрывает расстояния?
У кого рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры,
В белой тундре всех быстрей. Кто он? (Северный
олень)
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает,
От морозов согревает. (Белый медведь)
От голодных волчьих стай,
Влез на пихту… (Горностай)
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (песец)
Сейчас мы с вами ещё поиграем. Игра называется «Закончи
предложение». Я начинаю, вы заканчиваете.
- Чьи рога показались над холмом? (оленьи)
- Это идёт большой…
(олень)
-
За ним идёт мама…(олениха) с маленьким …(оленёнком).
- В море плывёт…(морж) с мамой …(моржихой) и
маленьким…(моржёнком).
- На нас смотрит огромный …(тюлень). Рядом с ним
мама…(тюлениха) с маленьким … (тюленёнком).
- Ребята, а как некоторые животные приспособились к жизни в
таком суровом краю? (шкура покрыта густым тёплым мехом).
- А какого цвета мех чаще всего бывает у животных
Севера?
(белый)
- А почему?
(так им легче спрятаться среди
снега).
- А вот у тюленя есть меховая шуба?
- Что же его греет?
(толстый слой жира, это тоже шуба, только подкожная).
Давайте ещё поиграем. Игра называется «Кто лишний?». Я вам
предлагаю два набора картинок с изображением животных. Вы внимательно на них
посмотрите, исключите
«лишнее» животное и объясните, почему вы убрали именно это
животное.
1 стол - песец, белый медведь, пингвин, тюлень (1 вариант -
песец, он не умеет плавать; 2 вариант - пингвин, он живёт в Антарктиде, а не на
Севере)
2 стол - чайка, морж, аист, полярная сова (1 вариант - морж,
он не птица; 2 вариант - аист, он не живёт на Севере).
- Ребята, а вам нравится наш Север?
- Чем?
- Я приготовила что-то интересное, хотите посмотреть? (подходим к столу с макетом)
- Как вы думаете, что это?
- Это макет.
- А макет какого края?
- Как вы догадались?
- Каких животных вы здесь видите?
- Как вы думаете, это все животные, которые живут на Севере?
- Конечно, не все.
- Давайте мы с вами ещё сделаем животных. Но прежде, чем
приступить к работе, я хочу вам раздать эти улыбающиеся «смайлики» Эти
«смайлики» двух цветов. Зелёный цвет, когда вы её поднимаете, означает, что вы
справились с заданием; оранжевый цвет, когда вы её поднимаете, я буду знать,
что вам нужна помощь, тогда я или ваши товарищи смогут вам помочь.
(Дети приступают к работе)
В конце занятия:
Вот и закончилось наше путешествие на Север, пора
возвращаться в детский сад. А свои впечатления о путешествии мы нарисуем.
|