Организация воспитательно - образовательной работы в летний период с учетом ФГТ.
(Материал: Журнал справочник старшего воспитателя № 5 2013 года)
Лето - это особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. Так, в преддверии летнего периода в дошкольном образовательном учреждении необходимо провести соответствующие мероприятия, а именно:
- откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (это режим должен быть у заведующего детским садом, воспитателя, а в пищеблоке – график выдачи пищи);
- пересмотреть расписание непосредственно образовательной деятельности, включив в нее двигательной, музыкальный и художественный виды деятельности;
- разрабатывать совместно с медицинским персоналом систему закаливания, учитывающую состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой группе;
- составить рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.
Согласно СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91 (в ред.20.12.2010), в дни каникул ив летний период не рекомендуется проводить непосредственно образовательную деятельность. Больше внимания следует уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям. В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
С учетом данных требований при планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует принимать во внимание основные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ), утв. приказом Минобрнауки от 23.11.2009 № 655. Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для организации самостоятельной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада.
В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно - художественная, чтение художественной литературы, игровая.
Для оказания эффективной методической помощи педагогам старщий воспитатель организует выставку в методическом кабинете, посвященную работе в летний период, подбирает литературу и конспекты непосредственно образовательной деятельности эстетически - оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В ходе консультации он знакомит педагогов с задачами и планом летней оздоровительной работы, намечает общие мероприятия, дает рекомендации по организации работы в разновозрастной группе, оказывает помощь воспитателям в составлении плана воспитательно - образовательной работы на летние месяцы.
Кроме того, с воспитателями проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей. Так, перед тем как вывести воспитанников на прогулку, они обязаны тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям.
Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды (небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т.д.), тентом от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.
Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. На спортивных и игровых площадках обеспечиваются:
- закрепление и совершенствование различных видов движений у детей ( ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания) ;
- развитие физических качеств ( ловкости, быстроты, выносливости);
-воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности, самостоятельности);
Данный важный раздел, к сожалению, зачастую упускается педагогами, работающими с дошкольниками в этот период.
В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры - забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, школа мяча, школа скакалки, игры - эстафеты, спортивные праздники и развлечения.
В Международный день защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня, в дошкольных учреждениях по традиции проводится летний спортивный праздник. Физкультурный досуг рекомендуется организовывать еженедельно («Игры народов мира», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», « Наши спортивные успехи» и др.).
Лето благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно - гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования.
Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах:
- « Как беречь здоровье летом? »;
- « Как предупредить простуду?»;
- « Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?;
- « Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой? »;
- « Как надо вести себя у воды, в лесу?» и т.д.
Можно провести беседы с рассматриванием картинок « В мире опасных предметов», « Служба 01», прочитать книжки по данной тематике (С.Я. Маршак « Кошкин дом », « Рассказ о неизвестном герое », Г.М. Цыферов « Жил на свете слоненок »); закрепить правила дорожного движения. На участке рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со светофором, велосипедами, самокатами и т.д.
В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, изонить, бумагопластика, макраме, составление витражей и т.д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).
Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности может быть разнообразной, например:
- аппликации на темы « Во поле береза стояла», « Дары леса », « Жуки и бабочки»;
- оригами на тему « Цветы и птицы родного края »;
- рисование на темы « Лето в поле и лесу », « Мой город летом », « Транспорт »;
- лепка на тему « Ягодное царство »;
- изготовление знаков « Береги природу» и т.д.
Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций.
Нельзя забывать и о трудной деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения « День добрых дел ». В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.
Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно - исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения « Прекрасное и удивительное вокруг нас », « Праздник воды и песка » и др.
Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывает музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации.
Итоги летней оздоровительной работы подводятся на педагогическом совете. К нему можно подготовить выставки поделок, выполненные детьми с воспитателями и родителями из природного материала. На заседании рекомендуется представить презентации интересных праздников, досуга, игр, и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсудить проблемы и перспективы дальнейшей организации летней оздоровительной работы.
В качестве примера в приложении представлено планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в летний период.
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственный
|
ИЮНЬ |
||
Праздник «Здравствуй лето!», посвященный Дню защиты детей. Организация спортивных соревнований, эстафет, бесед о спорте, подвижных игр на воздухе |
1-я неделя |
Воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, старший воспитатель |
Проведение литературного досуга, викторин по русским народным сказкам и сказкам народов мира. Изготовление атрибутов для игр - драматизаций. Музыкально - спортивный праздник, посвященный Дню независимости России. Организация выставки детских рисунков «Мы живем в России!» |
2-я неделя |
Воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, старший воспитатель |
Организация познавательно - исследовательской деятельности на участке детского сада: экспериментирование с водой и песком. Конкурс на лучшую постройку из песка « Строим город». Проведение экологического досуга, посвященного растениям и животным, занесенным в Красную книгу, лекарственным растениям |
3- я неделя |
Воспитатели, старший воспитатель |
Организация коллективного труда на огороде и участке детского сада (« День большой чистоты», « День добрых дел»). Повторение пословиц и поговорок о труде. Проведение коллективной лепки на темы «Овощное царство», « Ягодное царство». |
4-я неделя |
Воспитатели, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, старший воспитатель |
ИЮЛЬ |
||
Организация и проведение развлечений по правилам дорожного движения (« Веселый светофор», «Азбука дорожного движения»). Организация игр-эстафет, катание на велосипедах и самокатах |
1-я неделя |
Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, старший воспитатель |
Музыкально – литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского. Организация выставки детских рисунков по сказкам К.И. Чуковского. Путешествие по карте – часть света «Африка». Составление макета африканского ландшафта с использованием карточек - иллюстраций растительного и животного мира Африки по сказке К.И. Чуковского» Доктор Айболит». |
2-я неделя |
Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, старший воспитатель |
Организация проектной деятельности по теме « Садик для дюймовочки». Чтение легенд о цветах. Рассматривание открыток и иллюстраций с изображением цветов. Проведение праздника « Планета цветов». Организация конкурса рисунков детей на асфальте « Цветочная дорожка». Коллективная лепка детей на тему « Цветочная дорожка». Коллективная лепка детей на тему « Цветочная корзина». |
3-я неделя |
Воспитатель по физической культуре, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель |
Физкультурный праздник « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Праздник мыльных пузырей. Эстафеты « Мой веселый, звонкий мяч», « Умная скакалка». Викторина « Летние виды спорта» (групповые, одиночные) |
4-я неделя |
Воспитатель по физической культуре, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель |
АВГУСТ |
||
Познавательный досуг « В мире опасных предметов и приборов» для малышей по ОБЖ. Викторина « Оказание первой при чрезвычайных обстоятельствах». Отгадывание загадок о предметах личной гигиены, электробытовых приборах |
1-я неделя |
Воспитатель, старший воспитатель |
Экологический досуг « Правила поведения в природе». Изготовление поделок из природного материала. Смотр - конкурс на огороде детского сада « Лучшая грядка» |
2-я неделя |
Воспитатель, старший воспитатель |
Спортивный досуг « Игры народов мира». Организация спортивных игр: теннис, бадминтон, баскетбол, футбол |
3-я неделя |
Воспитатель по физической культуре, воспитатель, старший воспитатель |
Конкурс поделок из природного и бросового материала, детского дизайна, включая семейное творчество |
4-я неделя |
Воспитатель, педагог дополнительного образования, старший воспитатель |