КОНСУЛЬТАЦИЯ.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Ознакомление детей с комнатными растениями входит в содержание Образовательной программы ДОУ, по которой работает детский сад. Объём рекомендуемых программой знаний включает следующие знания:
· строение растения – стебель, корень, листья;
· внешний вид растения;
· условия, необходимые для роста и развития растения, - тепло, свет, влага;
· название некоторых растений (в зависимости от возраста детей);
· правила ухода за растениями - полив, опрыскивание, пересадка;
· бережное отношение к растениям.
Растения, рекомендуемые для содержания в уголке природы.
Ознакомление детей с комнатными растениями.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Примерный объём и воспитательные задачи. Дети должны знать названия двух-трёх растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей. Похожими на дерево, травку; неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус и др.); контрастными (традесканция). Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.
( М, М. Марковская)
Обыкновенная или зональная герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин, азалия, китайский розан др. Растения имеющие пёстро окрашенные листья, - аукуба ( «золотое» или колбасное дерево), колеусы. (П.Г. Саморукова).
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Примерный объём знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы),уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.). Знать ещё одну растительную группу - куст.
Воспитатель продолжает учить детей отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям , умение замечать изменения в их развитии.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
С растениями такого же вида, как и в младшей группе, кроме этого, с растениями, похожими на кустик (герань, бальзамин). Время от времени в группу вносят новые, желательно цветущие растения. (М. М. Марковская)
Алоэ или агава (с сочными листьями, имеющими зазубрины по кроям), бегония –рекс, аспарагус, душистую герань ( с узорчатыми листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений. (П.Г. Саморукова)
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого тёмная, на ощупь сырая, его поливать не нужно).
СТАРШАЯ ГРУППА.
Примерный объём знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия 6-7 растений, находящихся в группе, их части: бутоны, корни и т.д. Уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет и поверхность, а также особенности строения стебля и цветов (Листья гладкие или с ворсинками, края листьев ровные или с зубчиками). Знать, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по - разному. В зависимости от времени года (зимой поливать реже, весной – чаще и покармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях, и связывать их с временем года и с условиями жизни. Воспитатель продолжает формировать интерес и любовь детей к растениям, любознательность и наблюдательность.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства, например с двумя видами герани, бегонии, а также с растениями, имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом. (М. М. Марковская)
2- 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зиг окактус, эпфиллюм, цикламен, примула, амарилис, кливияи др. (П.Г. Саморукова)
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества выполнения работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья; знать последовательность выполнения работы и значение каждого приёма. Весной и летом подкармливать растения раствором удобрений, приготовленным воспитателем.
Знания о растениях углубляются в процессе регулярного ухода за ними во время дежурств.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Примерный объём знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия многих растений, находящихся в уголке природы своей группы. Подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях происхождении растений (например, фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине; знать о роли света, тепла, и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, необходимость или вред опрыскивания т.д). уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками). Педагог продолжает воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узумбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканция, сеткрезии и др.); с разными подземными частями – луковицами, клубнями (кринум, сансевьера). (М. М. Марковская)
Циперус, кактусы (1-2 вида), традесканции, узумбарские фиалки, герани, фуксии, амариллис, кливия, кринум, фуксия, розы, бегонии, аспидистра, аспарагусы, камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. (П.Г. Саморукова).
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Весь текущий год осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке: определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем.
Литература:
· Баймашова В.А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.;
· Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
· Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада. /Л. А. Каменева, А К. Каменева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1983.
Старший воспитатель Т.И. Азарова,
1 квалификационная категория.