КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Одним из важнейших направлений
сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав
ребенка.
К основным международным и российским
документам, касающимся прав детей относятся:
·
Декларация
прав ребенка.
·
Конвенция ООН о правах ребенка.
·
Семейный
кодекс РФ.
·
Закон РФ
«Об образовании».
·
Закон РФ
«О защите прав детей».
Все родители должны знать Конвенцию о
правах ребенка.
Конвенция
признает за каждым ребенком юридическое право:
o
на
воспитание;
o
на
развитие;
o
на
защиту;
o
на
активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами
и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей,
их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии
решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Согласно требованиям Конвенции и
нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на
защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления
или злоупотребления. Кроме того недопустимым считается отсутствие заботы или
небрежное, грубое обращение. А также, к
формам психического насилия относятся угрозы в адрес ребенка, преднамеренная
изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и
возможностям ребенка, систематическая, необоснованная критика.
Если коснуться вопроса нарушения прав
ребенка в семье, то напрашивается вывод, что некоторые родители зачастую не
преднамеренно нарушают права детей, а
действуют в силу непонимания проблемы.
Одна из причин нарушения прав детей в семье
состоит в том, что с каждым годом все
больше «проблемных» детей с поведенческими нарушениями (ложь, агрессивность,
непослушание), эмоционально-личностными
расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.д) – по
статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что многие родители не только
не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не
видят сам факт нарушений психо-эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, некоторые дети являются
«пренебрегаемыми» и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного
детства практически не меняется.
В настоящее время острой проблемой является
использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты
прав ребенка в семье.
Правовая и педагогическая культура
большинства родителей находится на низком уровне. По статистике с положением Конвенции о правах
ребенка знаком лишь 1% родителей. О
существовании Семейного кодекса известно 58%,
но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и
образовании ребенка, смогли лишь 28%. Об
остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям почти
не известно.
85,7% родителей справедливо считают, что
ударить ребенка означает нарушить его права.
Вместе с тем, 74,3% допускают шлепок по попе и 31% - использование ремня
как вид наказания.
Виды родительских наказаний поражают
разнообразием и жестокостью. Специальные изучения видов наказания позволяют в
достаточно полном объеме представить существующую ситуацию.
Вот данные исследований. За последние годы по отношению к детям от 3
до 7 лет применялись следующие наказания:
били ремнем, шлепали, давали подзатыльник, ставили в угол, оставляли
одного в комнате, сажали на долгое время на стул, лишали сладостей, еды; а также жестокие действия по отношению к
психике ребенка: запугивали, угрожали лишить своей любви, лишали общения,
заклеивали или завязывали рот.
Удивительным фактом является то, что при
наличии ярко выраженных следов побоев и даже гематом дети не обращаются за
помощью и защитой к воспитателю.
Несмотря на жестокость родителей, дети
заявляют, что любят их.
Единицы
родителей, которые подвергают своих детей наказаниям, ненавидят их,
остальные выражают любовь и привязанность к своим детям.
Таким образом, даже в обычной, нормальной
российской семье, в которой ни один из родителей не является носителем
патологических акцентуаций и социальная
ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей,
унижение их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате
некомпетентных воспитательных воздействий на детей.
В отношении между родителями, педагогами и
детьми центральное место должно занимать
не авторитарное, а личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с
ребенком.
Это значит, что педагоги и родители должны
в процессе общения обеспечить ребенку:
·
чувство
психологической защищенности;
·
доверие к
миру;
·
эмоциональное
благополучие;
·
формирование
базиса личностной культуры;
·
развитие
его индивидуальности.
Все родители должны по праву осознавать свою ответственность за правовое
благополучие своего ребенка!
Консультацию подготовила заведующая ДОУ
Глушкова А.А.
|