КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка.
К основным международным и российским документам, касающимся прав детей относятся:
· Декларация прав ребенка.
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Семейный кодекс РФ.
· Закон РФ «Об образовании».
· Закон РФ «О защите прав детей».
Все родители должны знать Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком юридическое право:
o на воспитание;
o на развитие;
o на защиту;
o на активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. А также, к формам психического насилия относятся угрозы в адрес ребенка, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая, необоснованная критика.
Если коснуться вопроса нарушения прав ребенка в семье, то напрашивается вывод, что некоторые родители зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.
Одна из причин нарушения прав детей в семье состоит в том, что с каждым годом все больше «проблемных» детей с поведенческими нарушениями (ложь, агрессивность, непослушание), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.д) – по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что многие родители не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо-эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, некоторые дети являются «пренебрегаемыми» и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется.
В настоящее время острой проблемой является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. По статистике с положением Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли лишь 28%. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям почти не известно.
85,7% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Вместе с тем, 74,3% допускают шлепок по попе и 31% - использование ремня как вид наказания.
Виды родительских наказаний поражают разнообразием и жестокостью. Специальные изучения видов наказания позволяют в достаточно полном объеме представить существующую ситуацию.
Вот данные исследований. За последние годы по отношению к детям от 3 до 7 лет применялись следующие наказания: били ремнем, шлепали, давали подзатыльник, ставили в угол, оставляли одного в комнате, сажали на долгое время на стул, лишали сладостей, еды; а также жестокие действия по отношению к психике ребенка: запугивали, угрожали лишить своей любви, лишали общения, заклеивали или завязывали рот.
Удивительным фактом является то, что при наличии ярко выраженных следов побоев и даже гематом дети не обращаются за помощью и защитой к воспитателю.
Несмотря на жестокость родителей, дети заявляют, что любят их.
Единицы родителей, которые подвергают своих детей наказаниям, ненавидят их, остальные выражают любовь и привязанность к своим детям.
Таким образом, даже в обычной, нормальной российской семье, в которой ни один из родителей не является носителем патологических акцентуаций и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на детей.
В отношении между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку:
· чувство психологической защищенности;
· доверие к миру;
· эмоциональное благополучие;
· формирование базиса личностной культуры;
· развитие его индивидуальности.
Все родители должны по праву осознавать свою ответственность за правовое благополучие своего ребенка!
Консультацию подготовила заведующая ДОУ Глушкова А.А.