Интегрированное занятие по экологии «Африка. Путешествие по Сахаре»
с детьми подготовительной группы.
Старший воспитатель Азарова Т.И.
Воспитатель Хозя М.А.
Цель: дать представления о пустыне и ее обитателях.
Задачи:
- уточнить и расширить представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
-развивать y детей навыки экспериментирования;
- развивать y детей речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать стремление к получению знаний.
Материал: сухой песок, лупы, фен, модули, салфетки влажные, крышки от пластиковых бутылок, макет Африки, фигурки диких животных, ТСО.
Воспитатель (держа в руках шапочку магистра наук):
Поиграем
мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
Ребята, что у меня в руках? (глобус)
-Что такое глобус? (модель земли)
-Посмотрите, глобус разноцветный, а вы знаете, что обозначают эти цвета? (синий - вода, коричневый - горы, зеленый – равнины, белый – снег, лед). Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым).
- Каким цветом изображена на глобусе суша (земля)? (Коричневым).
- Что может обозначать на глобусе желтый цвет? (Дети высказывают предположения.) Если дети затрудняются с ответом, загадываю загадку:
Вот
желтая страница –
Пустынная страна,
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
(Пустыня).
- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (пустыня). Что такое пустыня, как вы думаете? (Пустыня от слова пусто, пустынно).
Давайте посмотрим, где больше всего желтого цвета? Африка - царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Вы хотите отправиться в путешествие? Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до Африки? (Можно лететь на самолете).
Все ли готовы к путешествию? Нам понадобятся солнцезащитные очки, головной убор и обязательно фляга с водой - предстоит длительный переход по пустыне и захочется пить.
(Звучит музыка, приглушается свет).
Вот мы с вами и приземлились в пустыне Сахара. Сахара - самая большая пустыня мира, ее называют «королевой пустынь». Посмотрите на экран - чем покрыта земля? (земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями). Все пустыни мира – бесплодные унылые равнины, покрытые скалами и песком. Днем здесь очень жарко, потому что нет облаков, которые защищают от солнечных лучей, а ночью - холодно, потому что тепло уходит вверх. Жарко так, что можно испечь яйцо в песке.
Вывод: Пустыня – это место, где много песка, очень жарко, сухо.
В пустыне много обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в таких условиях. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут там и растения, которые приспособились к жаркому климату.
Как вы думаете, откуда берется песок. Хотите узнать? Я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки «ученых».)
Опыт 1 (за столами). 2 камня на каждого ребенка, постучать друг о друга, потереть их. Что получилось? (Горочка песка.)
Опыт 2.
· Рассмотреть песок через лупу.
· обследовать сухой песок пальцами.
· опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).
Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.
Воспитатель: Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?
(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)
Посмотрите, песок лежит горками, они называются красивым словом барханы. В пустыне дуют сильные, горячие ветры и, когда песчинки поднимаются в воздух, начинается песчаная буря (слайд на экране).
Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?
Опыт 3. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок. Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.) Когда ветер дует, он сдувает с барханов песчинки и поднимается песчаная буря.
Вот какая песчаная буря получилась.
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Мы уже с вами узнали, что в пустыне дуют горячие ветры, но еще, оказывается, в ней годами не бывает дождей, или идет «сухой дождь». Да, да, сухой, потому что очень жарко и дождевые капли испаряются, не достигая поверхности земли .
Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказывается, могут.
Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками.
Как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни. Если выкопать верблюжью колючку и забраться с ним на крышу 15-этажного дома (посмотрите на экран), то его корни достанут до земли.
Как вы думаете, зачем растению такие длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землей). А вот это растение называется песчаной акацией, посмотрите - у нее совсем нет листочков. Во что они превратились? (в колючки). Как вы думаете, почему? (Потому что листья испаряют влагу, а растение должно как можно больше влаги сохранить в себе). Растений в пустыне не много. Но оказывается, что и посреди пустыни можно увидеть пальмы, сочные травы и цветы. Удивлены? Есть среди пустыни такие островки зелени. Они называются оазисы (слайд) и возникают только там, где есть вода: например, небольшое озеро, или из земли бьет источник. Ребята, вы только посмотрите - перед нами небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (слайд). Отдохнем здесь (потанцуйте под музыку «Чунга-Чанга», поплещитесь понарошку в озере).
В оазисе живут животные, живут и люди. Они оставили нам финики с финиковой пальмы. Финики питательные, сладкие, их с удовольствием едят верблюды. Давайте угостим и их. Нам - сладкая мякоть, верблюдам косточки - это их любимое лакомство. (Угостите детей настоящими финиками.)
Сушеные финики называют «хлеб пустыни».
- Почему, как вы думаете?
Финики - основная еда жителей оазиса.
Воспитатель: Передохнули, отправляемся дальше.
Кажется, что в пустыне не может быть животных. Оказывается, есть! Насекомые, которые живут в основном в земле. Мелкие животные – суслики, тушканчики, ящерицы, черепахи и змеи. Животные приспосабливаются к пустыне по - разному. Тушканчики прячутся от жары в норах (слайд), пустынный еж выходит на поверхность только ночью(слайд). А вы ребята ходили по горячему песку на море? Как мы передвигаемся по горячему песку летом? Нам идти тяжело, но животные приспособились: многие прыгают, а змея ползет извивается. Но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое животное путешественник отважный
Он идет пустыней важно,
Не боится он жары.
2 горба, как две горы.
- Кто же это?
Верблюда (слайд) называют «кораблем пустыни».
- Почему, как вы думаете?
Движения его такие же плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.
- Почему не жарко им в пустыне?
Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
Проиллюстрировать это можно следующим образом. На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней.
- Что надо делать, чтобы, не убирая руку, не чувствовать жара? Надо чем - то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха.
Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? На ногах у верблюда не копыта, а толстые мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и позволяют верблюжьим ногам не проваливаться в песок. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду 6ыло удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести эксперимент
Опыт 4: В небольшую емкость насыпается песок (его можно заменить манной крупой). Для опыта также необходим отточенный с одного конца карандаш.
Попробуйте «пройтись» по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша).
- Что вы заметили? Что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда - широкие.
- У кого еще природа создала подобное приспособление? (У северного оленя для ходьбы по снегу).
Мозоли есть у верблюда и на коленях, и даже на животе, так что он может спокойно лежать, на горячем песке отдыхая.
Желудок верблюда приспособлен к перевариванию самой грубой пищи – верблюжьих колючек или кактусов, которыми он может питаться в пустыне.
Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри верблюда могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши верблюда устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. Как вы думаете, для чего? В горбу верблюда накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне.
Пришла пора возвращаться домой. Заводим моторы, полетели в детский сад.
В конце занятия и в совместной деятельности дети совместно с воспитателем «заселяют» континент Африка животными жарких стран» (Силуэт, вырезанный из пенопласта, фон, разукрашенный краской; горы - мятая цветная бумага; река - толстые голубые нитки; растения - пластилин, бумага, природный материал. Ландшафт заселяется животными).