Интегрированное
занятие по экологии «Африка. Путешествие по
Сахаре»
с
детьми подготовительной группы.
Старший воспитатель Азарова Т.И.
Воспитатель
Хозя М.А.
Цель: дать представления о пустыне и ее обитателях.
Задачи:
- уточнить и расширить
представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых
организмов со средой обитания;
-развивать y детей навыки экспериментирования;
- развивать y детей речь,
фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать стремление к
получению знаний.
Материал: сухой песок, лупы, фен, модули, салфетки влажные, крышки
от пластиковых бутылок, макет Африки, фигурки диких животных, ТСО.
Воспитатель
(держа в руках шапочку магистра наук):
Поиграем
мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
Ребята,
что у меня в руках? (глобус)
-Что такое глобус? (модель земли)
-Посмотрите, глобус
разноцветный, а вы знаете, что обозначают эти цвета? (синий - вода, коричневый
- горы, зеленый – равнины, белый – снег, лед). Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым).
- Каким цветом изображена на глобусе суша (земля)? (Коричневым).
- Что может обозначать на глобусе желтый цвет? (Дети высказывают
предположения.) Если дети затрудняются с ответом, загадываю загадку:
Вот
желтая страница –
Пустынная страна,
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
(Пустыня).
- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (пустыня). Что такое пустыня, как вы думаете? (Пустыня от
слова пусто, пустынно).
Давайте посмотрим, где больше всего желтого цвета? Африка - царство самого жаркого в мире солнца и
горячего песка. Вы хотите отправиться в путешествие? Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до
Африки? (Можно лететь на самолете).
Все
ли готовы к путешествию? Нам понадобятся солнцезащитные очки, головной убор и
обязательно фляга с водой - предстоит длительный переход по пустыне и захочется
пить.
(Звучит
музыка, приглушается свет).
Вот
мы с вами и приземлились в пустыне Сахара.
Сахара - самая большая пустыня мира, ее называют «королевой пустынь». Посмотрите на экран - чем покрыта земля? (земля в пустыне покрыта
золотисто-желтым песком, мягкой
рассыпчатой пылью, темными камнями). Все пустыни мира – бесплодные унылые равнины, покрытые скалами
и песком. Днем здесь очень жарко, потому что нет облаков, которые защищают от
солнечных лучей, а ночью - холодно,
потому что тепло уходит вверх. Жарко так, что можно испечь яйцо в песке.
Вывод: Пустыня – это место, где много песка, очень жарко, сухо.
В
пустыне много обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в таких
условиях. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне
хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут там и растения, которые
приспособились к жаркому климату.
Как
вы думаете, откуда берется песок. Хотите узнать? Я приглашаю вас в нашу
лабораторию. (Дети надевают шапочки «ученых».)
Опыт
1 (за столами). 2 камня на каждого ребенка, постучать друг о друга,
потереть их. Что получилось? (Горочка песка.)
Опыт
2.
·
Рассмотреть песок через лупу.
·
обследовать сухой песок пальцами.
·
опустить магнит в песок, что на нем появилось?
(мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).
Вывод:
песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке
находится песочная пыль и мелкие частички металла.
Воспитатель: Кто знает, как лежит
песок в пустыне? Как называется?
(Песок
лежит неровно, как волны, это барханы.)
Посмотрите, песок лежит горками, они называются красивым
словом барханы. В пустыне дуют
сильные, горячие ветры и, когда песчинки поднимаются в воздух, начинается
песчаная буря (слайд на экране).
Воспитатель: Кто знает, как
образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?
Опыт
3. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена
трубочка, положить набок. Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками?
Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.) Когда ветер
дует, он сдувает с барханов песчинки и поднимается песчаная буря.
Вот какая песчаная буря получилась.
Совершим
небольшую прогулку по пустыне. Мы уже с вами узнали, что в пустыне дуют горячие ветры, но еще, оказывается, в ней годами не бывает дождей,
или идет «сухой дождь». Да, да, сухой,
потому что очень жарко и дождевые капли
испаряются, не достигая поверхности
земли .
Как
вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказывается, могут.
Растут в пустыне низкие растения, с маленькими
листочками.
Как
же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни.
Если выкопать верблюжью колючку и
забраться с ним на крышу 15-этажного дома
(посмотрите на экран), то его корни достанут до земли.
Как вы думаете,
зачем растению такие длинные корни? (Доставать воду, которая находится
глубоко-глубоко под землей). А вот это растение называется песчаной акацией,
посмотрите - у нее совсем нет листочков.
Во что они превратились? (в колючки).
Как вы думаете, почему? (Потому что листья испаряют влагу, а растение
должно как можно больше влаги сохранить в себе). Растений в
пустыне не много. Но оказывается, что и посреди пустыни можно увидеть пальмы,
сочные травы и цветы. Удивлены? Есть среди пустыни такие островки зелени. Они
называются оазисы (слайд) и возникают только там, где есть вода: например,
небольшое озеро, или из земли бьет источник. Ребята, вы только посмотрите - перед нами
небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (слайд). Отдохнем
здесь (потанцуйте под музыку «Чунга-Чанга», поплещитесь понарошку в озере).
В оазисе живут животные, живут и люди. Они оставили нам
финики с финиковой
пальмы. Финики питательные, сладкие, их с
удовольствием едят верблюды. Давайте угостим и их. Нам - сладкая мякоть, верблюдам
косточки - это их любимое лакомство. (Угостите детей настоящими финиками.)
Сушеные финики называют «хлеб пустыни».
- Почему, как вы думаете?
Финики - основная еда жителей оазиса.
Воспитатель:
Передохнули, отправляемся дальше.
Кажется, что в
пустыне не может быть животных. Оказывается, есть! Насекомые, которые живут в
основном в земле. Мелкие животные – суслики, тушканчики, ящерицы, черепахи и
змеи. Животные приспосабливаются к пустыне по - разному. Тушканчики прячутся от
жары в норах (слайд), пустынный еж выходит на поверхность только ночью(слайд).
А вы ребята ходили по горячему песку на
море? Как мы передвигаемся по горячему песку летом? Нам идти тяжело, но
животные приспособились: многие прыгают, а змея ползет извивается. Но
посмотрите, что за чудеса! Прямо на
нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое
животное путешественник отважный
Он идет пустыней
важно,
Не боится он жары.
2 горба, как две горы.
- Кто же это?
Верблюда (слайд) называют «кораблем пустыни».
-
Почему, как вы думаете?
Движения его такие же плавные, как у корабля.
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные.
- Почему не жарко им в пустыне?
Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от
палящих солнечных лучей.
Проиллюстрировать это можно следующим образом. На
стол ставится зажженная лампа, и детей
просят поднести руку поближе к ней. - Что надо делать, чтобы, не убирая руку, не чувствовать жара? Надо чем - то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха.
Песок такой
горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? На ногах у верблюда не копыта, а толстые мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от
ожогов и позволяют верблюжьим ногам не проваливаться в песок. Как вы думаете,
какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду
6ыло удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос, надо
провести эксперимент
Опыт 4: В небольшую емкость насыпается песок (его можно заменить манной крупой).
Для опыта также необходим отточенный с одного
конца карандаш.
Попробуйте «пройтись» по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша)
и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона
карандаша).
- Что вы
заметили? Что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного,
поэтому и мозоли у верблюда - широкие.
- У кого еще
природа создала подобное приспособление? (У северного оленя для ходьбы
по снегу).
Мозоли есть у
верблюда и на коленях, и даже на животе, так что он может спокойно лежать, на горячем песке отдыхая.
Желудок верблюда
приспособлен к перевариванию самой грубой пищи – верблюжьих колючек или кактусов, которыми он может
питаться в пустыне.
Когда ветер в
Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри верблюда могут
закрываться с помощью специальных мускулов.
И уши верблюда устроены так, что песок не набивается в них. Они
маленькие и заросшие волосками.
Перед тем, как
отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. Как вы думаете, для чего?
В горбу верблюда накапливаются жир и вода, которые он будет
расходовать в переходах по пустыне.
Пришла пора возвращаться
домой. Заводим моторы, полетели в детский сад.
В конце занятия и в совместной деятельности дети совместно с
воспитателем «заселяют» континент Африка
животными жарких стран» (Силуэт, вырезанный из пенопласта, фон,
разукрашенный краской; горы - мятая цветная бумага; река - толстые голубые
нитки; растения - пластилин, бумага, природный материал. Ландшафт заселяется
животными).
|