Меню

Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №9 "Ромашка"

Среда, 24.04.2024, 15:33

Интегрированное занятие  по экологии «Африка. Путешествие по Сахаре»

с детьми подготовительной группы.

Старший воспитатель Азарова Т.И.

Воспитатель  Хозя М.А.

                                       

Цель: дать представления о пустыне и ее обитателях.

Задачи:

- уточнить и расширить представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

-развивать y детей навыки  экспериментирования;

- развивать y детей речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- воспитывать стремление к получению знаний.

Материал: сухой песок, лупы, фен, модули, салфетки влажные, крышки от пластиковых бутылок, макет Африки, фигурки диких  животных, ТСО.

 

Воспитатель (держа в руках шапочку магистра наук):

Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.

Ребята, что у меня в руках? (глобус)

-Что такое глобус? (модель земли)

-Посмотрите, глобус разноцветный, а вы знаете, что обозначают эти цвета? (синий - вода, коричневый - горы, зеленый – равнины, белый – снег, лед). Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым).

- Каким цветом изображена на глобусе суша (земля)? (Коричневым).

- Что может обозначать на глобусе желтый цвет? (Дети высказывают предположения.) Если дети затрудняются с ответом, загадываю загадку:

Вот желтая страница –
Пустынная страна,
Песок по ней кружится,
Несется,  как волна.
(Пустыня).

- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (пустыня). Что такое пустыня, как вы думаете? (Пустыня от слова пусто, пустынно).

Давайте посмотрим, где больше всего желтого цвета? Африка - царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Вы хотите отправиться в путешествие? Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до Африки? (Можно лететь на самолете).  

Все ли готовы к путешествию? Нам понадобятся солнцезащитные очки, головной убор и обязательно фляга с водой - предстоит длительный переход по пустыне и захочется пить.

(Звучит музыка, приглушается свет).

Вот мы с вами и приземлились в пустыне Сахара. Сахара - самая большая пустыня мира, ее называют «королевой пустынь». Посмотрите на экран -  чем покрыта земля? (земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями). Все пустыни мира  – бесплодные унылые равнины, покрытые скалами и песком. Днем здесь очень жарко, потому что нет облаков, которые защищают от солнечных лучей, а ночью -  холодно, потому что тепло уходит вверх. Жарко так, что можно испечь яйцо в песке.

 Вывод: Пустыня – это место, где  много песка, очень жарко, сухо.

В пустыне много обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в таких условиях. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут там и растения, которые приспособились к жаркому климату.

Как вы думаете, откуда берется песок. Хотите узнать? Я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки «ученых».)

Опыт 1 (за столами). 2 камня на каждого ребенка, постучать друг о друга, потереть их. Что получилось? (Горочка песка.)

 

Опыт 2.

·           Рассмотреть песок  через лупу.

·           обследовать сухой песок пальцами.

·           опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Воспитатель: Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?

(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)

 

Посмотрите,  песок лежит горками, они называются красивым словом барханы. В пустыне дуют сильные, горячие ветры и, когда песчинки поднимаются в воздух, начинается песчаная буря (слайд на экране).

Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?

Опыт 3. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок. Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.) Когда ветер дует, он сдувает с барханов песчинки и поднимается песчаная буря.

 Вот какая песчаная буря получилась.

 Совершим небольшую прогулку по пустыне. Мы уже с вами узнали, что в пустыне дуют горячие ветры, но еще,  оказывается, в ней годами не бывает дождей, или идет «сухой дождь».  Да, да, сухой, потому что очень жарко и  дождевые капли испаряются,  не достигая поверхности земли .

Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказывается, могут.

 Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками.

 Как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни. Если   выкопать верблюжью колючку и забраться с ним на крышу 15-этажного дома (посмотрите на экран), то его корни достанут до земли.

Как вы думаете, зачем растению такие длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землей). А вот это растение называется песчаной акацией, посмотрите -  у нее совсем нет листочков. Во что они превратились? (в колючки).  Как вы думаете, почему? (Потому что листья испаряют влагу, а растение должно как можно больше влаги сохранить в себе). Растений в пустыне не много. Но оказывается, что и посреди пустыни можно увидеть пальмы, сочные травы и цветы. Удивлены? Есть среди пустыни такие островки зелени. Они называются оазисы (слайд) и возникают только там, где есть вода: например, небольшое озеро, или из земли бьет источник.  Ребята, вы только посмотрите - перед нами небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (слайд).   Отдохнем здесь (потанцуйте под музыку «Чунга-Чанга», поплещитесь понарошку в озере).

В оазисе живут животные, живут и люди. Они оставили нам финики с финиковой пальмы. Финики питательные, сладкие,  их с удовольствием едят верблюды. Давайте угостим и их. Нам - сладкая мякоть, верблюдам косточки - это их любимое лакомство. (Угостите детей настоящими финиками.)

Сушеные финики называют «хлеб пустыни».

- Почему, как вы думаете?

Финики - основная еда жителей оазиса.

Воспитатель: Передохнули, отправляемся дальше.

 

Кажется, что в пустыне не может быть животных. Оказывается, есть! Насекомые, которые живут в основном в земле. Мелкие животные – суслики, тушканчики, ящерицы, черепахи и змеи. Животные приспосабливаются к пустыне по - разному. Тушканчики прячутся от жары в норах (слайд), пустынный еж выходит на поверхность только ночью(слайд). А вы ребята  ходили по горячему песку на море? Как мы передвигаемся по горячему песку летом? Нам идти тяжело, но животные приспособились: многие прыгают, а змея ползет извивается. Но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое животное  путешественник отважный

Он идет пустыней важно,

Не боится он жары.

 2 горба, как две горы.

- Кто же это?

Верблюда (слайд) называют «кораблем пустыни».

-    Почему, как вы думаете?

Движения его такие же плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- Почему не жарко им в пустыне?

Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

Проиллюстрировать это можно следующим образом. На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней.

- Что надо делать, чтобы, не убирая руку, не чувствовать жара? Надо чем - то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха.

Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда?   На  ногах у верблюда не копыта, а толстые мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и позволяют верблюжьим ногам не проваливаться в песок. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду 6ыло удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести эксперимент

Опыт 4: В небольшую емкость насыпается песок (его можно заменить манной крупой).   Для опыта также необходим отточенный с одного конца карандаш.

  Попробуйте «пройтись» по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша).

- Что вы заметили? Что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет.  Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда - широкие.

-                    У кого еще природа создала подобное приспособление? (У северного оленя для ходьбы по снегу).

Мозоли есть у верблюда и на коленях, и даже на животе, так что он может спокойно лежать,  на горячем песке отдыхая.

Желудок верблюда приспособлен к перевариванию самой грубой пищи – верблюжьих  колючек или кактусов, которыми он может питаться в пустыне.

Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри верблюда могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши верблюда устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.

Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. Как вы думаете, для чего?  В горбу верблюда накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне.

Пришла пора возвращаться домой. Заводим моторы, полетели в детский сад.

 В конце занятия  и в совместной деятельности дети совместно с воспитателем «заселяют» континент Африка  животными жарких стран» (Силуэт, вырезанный из пенопласта, фон, разукрашенный краской; горы - мятая цветная бумага; река - толстые голубые нитки; растения - пластилин, бумага, природный материал. Ландшафт заселяется животными).

Белые ромашки

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос
Нравится ли вам посещать наш садик?
Всего ответов: 103

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Info

    Copyright MyCorp © 2024