Влияние телевидения на развитие
детей.
Специалисты по детству с тревогой отмечают, что все большее число детей
растут (живут, взрослеют, развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров.
Последнее поколение получило название «экранного». Экран стал существенным
средовым фактором для детей, которые намного больше времени проводят перед
экраном телевизора и компьютера, чем в общении со взрослыми. Экран становится
основным проводником ребенка в мир, диктует законы и предлагает модели
поведения детям, у которых еще нет критического отношения к миру. Как и герои
большинства мультфильмов и фильмов, содержащих элементы эксцентрики и
преувеличений, наши дети приобретают повышенную возбудимость, синдром
гиперактивности, зависимость от внешних факторов, готовность отвлечься от
первоначального замысла.
Если «медленное» кино 60-70-х годов прошлого столетия давало
возможность вжиться в образ, понять его мотивацию ,успеть спросить у взрослых о
том, что непонятно, то сегодняшнее быстрое, мелькающее кино втягивает детей в
поверхностный экшен, т.е. в действие, смысл и цели которого иногда непонятны.
Одно из последствий такой атаки на детское воображение – задержка эмоционального развития. Дети
привыкают воспринимать информацию с экрана «в чистом виде», без переживаний и сопротивления,
без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров.
Они растут холодными и равнодушными – такими, какими сегодня являются
телевидение и компьютерный мир. Осовремененному Каю вместо льдинки вживлен «чип
равнодушия».
Вчерашние дети имели возможность изучать мир самостоятельно. Они
разглядывали жуков на прогулках, гладили кошек и дразнили собак, строили из
листиков и палочек домики, придумывали города из желудей и цветных стеклышек.
Чтобы развивалось воображение, нужно, чтобы детям немного не хватало игрушек. А
экран приучает детей получать все без труда, без волевых усилий. Не дети
манипулируют предметами, а предметы детьми.
Помимо того, что современный ребенок не учится мечтать и фантазировать,
он перестал играть в ролевые игры со своими сверстниками, что способствует
деперсонализации. Сказочные герои и предпочтения детей 30 лет назад были
понятны. Силы Добра и Зла олицетворялись однозначно, и ролевые игры
превращались в игры в «своих» и «чужих». Сегодня дети ориентируются не на
поступки героев, а на их внешность.
Броские, яркие, экспрессивные, гиперактивные и навязчивые персонажи
вытеснили умных, пытливых, скромных, трудолюбивых, смелых спасателей,
покровителей, защитников и строителей… С экрана, как из жизни, исчез целый ряд
важных ценностей, которые позволяли оптимистично смотреть в будущее: дружба,
взаимопомощь, творчество.
Телевидение меняет образ жизни
ребенка. У дошкольников, для которых не характерно произвольное внимание и
абстрактное мышление, преобладают имитационные формы восприятия программ. Все,
что дети видят вокруг себя, является поводом для подражания и заимствования.
Это намного повышает ответственность производителей детских телепрограмм,
потому что главная функция телевидения в эпоху массовых миграций состоит в том,
что оно является основным социализатором
(воспитателем, проводником в мир взрослых).
Одна из трудностей организаторов современного детского телевидения –
размытость возрастных рамок детства. Возраст от 2 до 14 лет – так определяют
свою аудиторию большинство авторов детских передач. Уровень инфантилизма
настолько высок, что для большинства семей нет внутренней проблемы разделения
экранного времени: дети смотрят то, что и взрослые, а взрослые не прочь
погрузиться в детский мир приключений, фантазий и волшебства. Одна из точек
зрения внутри данной проблемы состоит в том, что «детство исчезло». Дети так
рано начинают осваивать технологический мир, что уже в 6-7 лет бывают
информированы не хуже своих родителей. Так называемый эффект индиго, раннего
познавательного развития, делает бессмысленным выделение возрастных границ. Мир
больше не раскрывается перед детьми постепенно, как это было в эпоху культуры
чтения. Агрессивное и внезапное возникновение телевидения в жизни ребенка
ставит в сомнительное положение его родителей, провоцируя недоверие к тому, о
чем они говорят.
Дошкольный возраст (5-7 лет) – самый важный для формирования навыков
общения. Именно тогда нужно успеть сообщить ребенку важные сведения о жизни. Страх родителя перед своими детьми,
неловкость и незнание того, как сказать ребенку правду, боязнь потерять свой
авторитет, испугать ребенка или, напротив, рассмешить его – самые серьезные
препятствия для того, чтобы поговорить с малышом. Тут умное телевидение может
стать удачным посредником.
Если телевидение не ограничить психологической экспертизой, оно будет
способствовать нарастанию «экзистенциального вакуума». Происходит процесс
разрушения базовых элементов культуры, прежде всего, этических норм и
ослабление или разрушение традиционных социальных связей между членами общества
всех возрастов. Это сильнее всего относится к молодежи и детям дошкольного
возраста. Как следствие – нарастающий уровень одиночества как у родителей, так
и у детей.
Литература:
Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.:
Поколение, 2007.
Маховская О.И. О чем говорить с ребенком? М.: АСТ, 2008.
Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие
личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона
социализации //Психологический журнал. 2005. № 6.
|