Меню

Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №9 "Ромашка"

Воскресенье, 19.05.2024, 14:38
Влияние телевидения на развитие детей.

Специалисты по детству с тревогой отмечают, что все большее число детей растут (живут, взрослеют, развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров. Последнее поколение получило название «экранного». Экран стал существенным средовым фактором для детей, которые намного больше времени проводят перед экраном телевизора и компьютера, чем в общении со взрослыми. Экран становится основным проводником ребенка в мир, диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых еще нет критического отношения к миру. Как и герои большинства мультфильмов и фильмов, содержащих элементы эксцентрики и преувеличений, наши дети приобретают повышенную возбудимость, синдром гиперактивности, зависимость от внешних факторов, готовность отвлечься от первоначального замысла.

Если «медленное» кино 60-70-х годов прошлого столетия давало возможность вжиться в образ, понять его мотивацию ,успеть спросить у взрослых о том, что непонятно, то сегодняшнее быстрое, мелькающее кино втягивает детей в поверхностный экшен, т.е. в действие, смысл и цели которого иногда непонятны.

Одно из последствий такой атаки на детское воображение – задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать информацию с экрана «в чистом виде», без переживаний и сопротивления, без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. Они растут холодными и равнодушными – такими, какими сегодня являются телевидение и компьютерный мир. Осовремененному Каю вместо льдинки вживлен «чип равнодушия».

Вчерашние дети имели возможность изучать мир самостоятельно. Они разглядывали жуков на прогулках, гладили кошек и дразнили собак, строили из листиков и палочек домики, придумывали города из желудей и цветных стеклышек. Чтобы развивалось воображение, нужно, чтобы детям немного не хватало игрушек. А экран приучает детей получать все без труда, без волевых усилий. Не дети манипулируют предметами, а предметы детьми.

Помимо того, что современный ребенок не учится мечтать и фантазировать, он перестал играть в ролевые игры со своими сверстниками, что способствует деперсонализации. Сказочные герои и предпочтения детей 30 лет назад были понятны. Силы Добра и Зла олицетворялись однозначно, и ролевые игры превращались в игры в «своих» и «чужих». Сегодня дети ориентируются не на поступки героев, а на их внешность.  Броские, яркие, экспрессивные, гиперактивные и навязчивые персонажи вытеснили умных, пытливых, скромных, трудолюбивых, смелых спасателей, покровителей, защитников и строителей… С экрана, как из жизни, исчез целый ряд важных ценностей, которые позволяли оптимистично смотреть в будущее: дружба, взаимопомощь, творчество.

Телевидение меняет образ жизни ребенка. У дошкольников, для которых не характерно произвольное внимание и абстрактное мышление, преобладают имитационные формы восприятия программ. Все, что дети видят вокруг себя, является поводом для подражания и заимствования. Это намного повышает ответственность производителей детских телепрограмм, потому что главная функция телевидения в эпоху массовых миграций состоит в том, что оно является основным социализатором (воспитателем, проводником в мир взрослых).

Одна из трудностей организаторов современного детского телевидения – размытость возрастных рамок детства. Возраст от 2 до 14 лет – так определяют свою аудиторию большинство авторов детских передач. Уровень инфантилизма настолько высок, что для большинства семей нет внутренней проблемы разделения экранного времени: дети смотрят то, что и взрослые, а взрослые не прочь погрузиться в детский мир приключений, фантазий и волшебства. Одна из точек зрения внутри данной проблемы состоит в том, что «детство исчезло». Дети так рано начинают осваивать технологический мир, что уже в 6-7 лет бывают информированы не хуже своих родителей. Так называемый эффект индиго, раннего познавательного развития, делает бессмысленным выделение возрастных границ. Мир больше не раскрывается перед детьми постепенно, как это было в эпоху культуры чтения. Агрессивное и внезапное возникновение телевидения в жизни ребенка ставит в сомнительное положение его родителей, провоцируя недоверие к тому, о чем они говорят.

Дошкольный возраст (5-7 лет) – самый важный для формирования навыков общения. Именно тогда нужно успеть сообщить ребенку важные сведения о жизни. Страх родителя перед своими детьми, неловкость и незнание того, как сказать ребенку правду, боязнь потерять свой авторитет, испугать ребенка или, напротив, рассмешить его – самые серьезные препятствия для того, чтобы поговорить с малышом. Тут умное телевидение может стать удачным посредником.

Если телевидение не ограничить психологической экспертизой, оно будет способствовать нарастанию «экзистенциального вакуума». Происходит процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего, этических норм и ослабление или разрушение традиционных социальных связей между членами общества всех возрастов. Это сильнее всего относится к молодежи и детям дошкольного возраста. Как следствие – нарастающий уровень одиночества как у родителей, так и у детей.

Литература:

Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007.

Маховская О.И. О чем говорить с ребенком? М.: АСТ, 2008.

Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации //Психологический журнал. 2005. № 6.

Белые ромашки

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос
Нравится ли вам посещать наш садик?
Всего ответов: 103

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Info

    Copyright MyCorp © 2024