РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» ВЗРОСЛЫХ.
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
· Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, c чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
· Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в какихто областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
· Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
· Не переучивайте насильно левшу: дело не в руке, а в устройстве мозга.
· Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
· При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это c предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
· Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
· Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
· Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
· Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
· Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
· Не переусердствуйте c соблюдением режима для ребенка-левши – для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
· Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
· Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.
· Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
· Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
· Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
· Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т. е. на какой тип мозга, a значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
· Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, a значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. e. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, a просто другой.
· Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
· Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. A если результатов нет, виноват не ребенок, a мы, потому что мы не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог, a не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько стремление научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
· Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
· Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать y ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.
· Не обольщайтесь – вы не идеал, a значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
· Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
· Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
· Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. Леность ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы c ним.
· Старайтесь не преподносить детям истину, a учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Т.В. Калинина «Психологическая работа в ДОУ» (компакт-диск)