РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
«ТРУДНЫХ» ВЗРОСЛЫХ.
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто
ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия,
мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но
обязательно очень любить.
· Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не
ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту –
девочки обычно старше ровесников мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному
видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в
нем, а главное – по-разному осмысливают все, c чем сталкиваются в этом мире. И
уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
· Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает
мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и
сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности
и тщательности выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них
момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и
показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам
открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала
работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с
тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по
заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе
решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных
решений незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Особенно это важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за
неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего
авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней
мере в какихто областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он
повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную
чувствительность и тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите
высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей
понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
· Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы
недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его
мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и
слышать.
· Не переучивайте насильно левшу: дело не в руке, а в
устройстве мозга.
· Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь
понять природу трудностей.
· При необычном написании ребенком букв проверьте, не
связано ли это c предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это
предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
· Помните, что кроме обычного положения авторучки при
письме существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются
естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень
тяжелыми последствиями.
· Помните, что есть дети, для которых общепринятое
положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение
листа бумаги индивидуально.
· Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без
причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого
«эмоционального полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются
интеллектуально (снижение активности левого рационально-логического»
полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
· Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что
он эмоционален и раним.
· Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения
ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не
только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через
предметы.
· Не переусердствуйте c соблюдением режима для
ребенка-левши – для него жесткое следование режиму может быть непомерно
трудным.
· Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте
осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
· Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше
доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его
достоинство.
· Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути
решения проблемы.
· Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его
успехи и достижения.
· Старайтесь ориентировать программу и методику
обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно
было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип
мышления.
· Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по
той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации
мозга присущ именно этому ребенку, т. е. на какой тип мозга, a значит, и тип
мышления рассчитана данная методика.
· Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не
понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к
разным типам функциональной организации мозга, a значит, по-разному мыслите,
воспринимаете, чувствуете, т. e. дело не только в нем, но и в вас. Он не
плохой, a просто другой.
· Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то
результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись
кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
· Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. A
если результатов нет, виноват не ребенок, a мы, потому что мы не сумели его
научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это
вы педагог, a не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не
столько стремление научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел
научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового,
неизвестного, непонятного.
· Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не
знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя
попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним
превосходство в знаниях.
· Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать y ребенка
страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет
инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.
· Не обольщайтесь – вы не идеал, a значит, не образец
для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на
вас.
· Признайте за ребенком право на индивидуальность, право
быть другим.
· Для успешного обучения мы должны превратить свои
требования в хотения ребенка.
· Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. Леность
ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в
избранной вами методике работы c ним.
· Старайтесь не преподносить детям истину, a учите
находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный
поиск ребенка.
Т.В. Калинина
«Психологическая работа в ДОУ» (компакт-диск)
|