Семья как фактор воспитания ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитанию детей, сколько может сделать семья.
Семья – особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Ни в коем случае не стоит пускать на самотек процесс воспитания и в более старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка с самим собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Н.И.Пирогов считал, что для развития ребенка нужна не только наглядность, воздействующая на органы чувств, но и слово. «Дар слова, - писал он, - есть единственное и неоценимое средство проникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств». Слово, доступное для понимания ребенка, может заменить наглядность; наглядность никогда не заменит слово.
Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка родители, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел: теория у взрослых не расходится с практикой.
Гармоничное развитие личности возможно только при условии, когда к потребностям – первому, элементарному и даже в какой-то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения – присоединяется более тонкий, более мудрый побудитель – долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. И воспитание детей – самая универсальная, самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой современной семье. Каждое мгновение этой работы – творение будущего и взгляд в будущее.
Консультация подготовлена на основе материалов Н.В.Микляевой /Библиотека воспитателя ДОУ. - Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия.