Сотрудничество МБДОУ № 9 и МБОУ СОШ № 3
по вопросам преемственности в обучении
(из опыта работы: Калачева Е.Б., Шатовкина С.И.)
ноябрь 2013 г.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»
Л.С.Выготский
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: детский сад – начальная школа.
На протяжении ряда лет наш детский сад осуществляет сотрудничество со школой № 3. Оно закреплено в документах: Договор о сотрудничестве и План работы (ежегодно).
Исходя из ФГТ и ФГОС, так называемые точки соприкосновения деятельности детского сада и школы опираются на три направления:
- согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях;
- отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
- обогащение организационных форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе.
В соответствии с этим определены цели сотрудничества:
- обеспечить систему непрерывного образования с учётом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников;
- создать благоприятные условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребёнка;
- способствовать успешной адаптации детей при переходе из детского сада в школу.
Выделены направления сотрудничества:
- работа с педагогами;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Традиционными формами сотрудничества стали:
- родительские собрания «О подготовке детей к школе»;
- взаимопосещения открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
- проведение совместных мероприятий;
- Школа будущего первоклассника.
Совместно со школой проведены следующие мероприятия:
- Семинар-практикум «Развиваем речь детей»
- Спортивные соревнования: «Мы на Севере живём», «Весёлые старты», «Малая Олимпиада»
- Развлечения: «Вместе весело шагать», «По дороге к здоровью», «Музыкальный букварь», «Я хороший», «Математический ринг»
- Открытые занятия для учителей (ФЭМП, обучение грамоте)
Преемственность в обучении просматривается и в применении образовательных технологий:
- Игровые
- Здоровьесберегающие
- Проблемное обучение
- ИКТ
- Технология уровневой дифференциации
- Педагогика сотрудничества
В основе ФГТ и ФГОС лежит деятельностный подход. Знания дети не получают в готовом виде. Педагоги организуют деятельность детей, в процессе которой ребёнок учится сам ставить цель, намечать пути её достижения, самостоятельно открывать новые знания, контролировать и оценивать свою деятельность.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Приёмы организации деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС были показаны на открытом уроке в 1 классе (учитель Калачева Е.Б.). Познание ребёнка происходит через игру. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский). Поэтому ведущий вид деятельности в ДОУ – игра, в 1 классе так же преобладают игровые методы и приёмы. С помощью игры дети легче усваивают учебный материал. Работа детей на каждом этапе урока (парная, групповая, индивидуальная) направлена на развитие универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.
И в школе, и в ДОУ уделяется большое внимание применению здоровьесберегающих технологий: чередование видов деятельности, своевременное переключение с одного вида на другой, использование динамических пауз для снятия мышечного напряжения. Физминутки подбираются в соответствии с темой занятий.
Для развития мотивации к учебной деятельности используем ИКТ (в школе кабинеты оснащены компьютерами и интерактивными досками; в ДОУ – мультимедийное оборудование). Использование современных технических средств позволяет сделать процесс обучения наиболее привлекательным для детей.
C целью обеспечения безболезненной адаптации детей к обучению в школе организуются занятия в «Школе будущего первоклассника». Посещение школы вызывает у ребят интерес к новой деятельности, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети привыкают воспринимать себя в новой роли, знакомятся со своим будущим учителем.
Результатом плодотворного сотрудничества между МБДОУ № 9 и МБОУ СОШ № 3 стало:
- успешная адаптация детей к школе
(на протяжении 3-х лет дезадаптированных детей нет);
- формирование качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью
(качество знаний выпускников МБДОУ № 9, обучающихся в МБОУ СОШ № 3: 2011-2012 уч.г. – 41%; 2012-2013 уч.г. – 45%);
- совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов.