Сотрудничество
МБДОУ № 9 и МБОУ СОШ № 3
по
вопросам преемственности в обучении
(из
опыта работы: Калачева Е.Б., Шатовкина С.И.)
ноябрь 2013 г.
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную
ребёнком»
Л.С.Выготский
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС создали
нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух
этапах: детский сад – начальная школа.
На протяжении ряда лет наш детский сад
осуществляет сотрудничество со школой № 3. Оно закреплено в документах: Договор
о сотрудничестве и План работы (ежегодно).
Исходя из ФГТ и ФГОС, так называемые точки
соприкосновения деятельности детского сада и школы опираются на три
направления:
- согласование целей и задач
осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях;
- отбор содержания
образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом
принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий
реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
- обогащение организационных
форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе.
В соответствии с этим определены цели
сотрудничества:
- обеспечить
систему непрерывного образования с учётом возрастных особенностей дошкольников
и первоклассников;
- создать
благоприятные условия для развития познавательной активности,
самостоятельности, творчества каждого ребёнка;
- способствовать
успешной адаптации детей при переходе из детского сада в школу.
Выделены направления сотрудничества:
- работа с педагогами;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Традиционными формами сотрудничества
стали:
- родительские собрания «О
подготовке детей к школе»;
- взаимопосещения открытых
занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
- проведение совместных
мероприятий;
- Школа будущего
первоклассника.
Совместно со школой проведены следующие
мероприятия:
-
Семинар-практикум «Развиваем речь детей»
-
Спортивные соревнования: «Мы на Севере живём», «Весёлые старты», «Малая
Олимпиада»
-
Развлечения: «Вместе весело шагать», «По дороге к здоровью»,
«Музыкальный букварь», «Я хороший», «Математический ринг»
-
Открытые занятия для учителей (ФЭМП, обучение грамоте)
Преемственность в обучении просматривается и
в применении образовательных технологий:
- Игровые
- Здоровьесберегающие
- Проблемное обучение
- ИКТ
- Технология уровневой дифференциации
- Педагогика сотрудничества
В основе
ФГТ и ФГОС лежит деятельностный подход. Знания дети не получают в готовом виде.
Педагоги организуют деятельность детей, в процессе которой ребёнок учится сам
ставить цель, намечать пути её достижения, самостоятельно открывать новые
знания, контролировать и оценивать свою деятельность.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе
должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения
учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности,
произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Приёмы организации деятельности детей в
соответствии с требованиями ФГОС были показаны на открытом уроке в 1 классе
(учитель Калачева Е.Б.). Познание ребёнка происходит через игру. «Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский). Поэтому
ведущий вид деятельности в ДОУ – игра, в 1 классе так же преобладают игровые
методы и приёмы. С помощью игры дети легче усваивают учебный материал. Работа
детей на каждом этапе урока (парная, групповая, индивидуальная) направлена на
развитие универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных,
регулятивных.
И в школе, и в ДОУ уделяется большое
внимание применению здоровьесберегающих технологий: чередование видов
деятельности, своевременное переключение с одного вида на другой, использование
динамических пауз для снятия мышечного напряжения. Физминутки подбираются в
соответствии с темой занятий.
Для развития мотивации к учебной
деятельности используем ИКТ (в школе кабинеты оснащены компьютерами и
интерактивными досками; в ДОУ – мультимедийное оборудование). Использование
современных технических средств позволяет сделать процесс обучения наиболее
привлекательным для детей.
C целью обеспечения
безболезненной адаптации детей к обучению в школе организуются занятия в «Школе
будущего первоклассника». Посещение школы вызывает у ребят интерес к новой
деятельности, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети привыкают
воспринимать себя в новой роли, знакомятся со своим будущим учителем.
Результатом плодотворного сотрудничества
между МБДОУ № 9 и МБОУ СОШ № 3 стало:
- успешная адаптация детей к школе
(на
протяжении 3-х лет дезадаптированных детей нет);
- формирование качеств, необходимых для овладения
учебной деятельностью
(качество
знаний выпускников МБДОУ № 9, обучающихся в МБОУ СОШ
№ 3: 2011-2012 уч.г. – 41%; 2012-2013 уч.г. – 45%);
- совершенствование уровня профессиональной
компетентности педагогов.
>>>Смотреть презентацию<<<
|