Кузьминчук Н.А. первая квалификационная категория МБДОУ детский сад № 9 комбинированной напрвленности пгт. Никель Мурманской области Печенгского района воспитатель
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями, и поэтому я разработала и реализовала краткосрочный проект «Уроки на дороге». На первом этапе я определила цель проекта: формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте. Для осуществления заданной цели поставила перед собой задачи: - Научить детей дорожной грамоте: назначение и сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения на улице и в транспорте. - Уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД. - Формировать практические умения пешехода. - Формировать ответственность за свое поведение. Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды, основанной на принципах: целесообразности и рациональности, доступности и открытости, проектировании и построении окружающего мира. В группе имеются: уголок по ПДД «Светофорик», дидактическое пособие по ПДД «Дорожное движение в городе», настольные игры, дорожные знаки, макет, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, я знакомила детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток». А используя фигуры пешеходов, я показывала детям, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. Всю работу я старалась построить на достижение такого результата: 1. Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге. 2. Закрепление представления о проезжей части, о переходе, дорожных знаках. 3. Иметь преставления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. 4. Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорте. Обучая детей правилам поведения на улице, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения, поэтому я знакомила детей с обязанностями пешеходов и пассажиров в доступных для них формах. Это беседы «Улица города», «Законы улиц и дорог», «Пешеход на улице»; обсуждение ситуаций «Внимание, переходим дорогу», «не попади в беду на дороге» и т.д.; наблюдения «Правила для пешеходов», «Пешеходный переход», «Дорога для машин» и другие, экскурсии «По дорогам посёлка», заучивание стихов Олеси Емельяновой «Не беги через дорогу!», «Подземный переход», «Светофор», Андрея Усачёва «Про зебру», «Случай в автобусе» и другие; чтение художественных произведений Н. Носов «Автомобиль», А.Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», «Зеленый, желтый, красный» и другие; просмотр мультфильмов из серии «Баба Яга и Кощей рассказывают о правилах дорожного движения»; настольные и дидактические игры «Правила дорожного движения», «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица». Был проведён конкурс рисунков по правилам дорожного движения. Приемы, которые я использую на занятиях: художественное слово, загадки, игровые проблемные ситуации, дидактические игры, делают предлагаемую информацию интересной и доступной детям. Работу по реализации проекта я проводила в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ГИБДД и родителями. Чтобы предостеречь детей от опасности на дорогах, родители должны научить их быть внимательными. Для этого я провела разъяснительную работу с родителями в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, я использовала разнообразные формы: • анкетирование; • листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; • памятки «Дошкольник и дорога»; • родительское собрание по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Ребенок и дорога». • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма»), • развлечение по ПДД с участием детей и родителей. Знания закрепляю в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности. В ходе реализации проекта было организовано совместное мероприятие с 1 классом МБОУ СОШ № 3: развлечение по правилам дорожного движения «Весёлый светофор», где дети с удовольствием отвечали на вопросы весёлого светофора, играли, угадывали дорожные знаки и даже пели. В результате данного проекта: 1. Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни. 2. Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей. 3. Формирование у детей подготовительного возраста знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе!
Используемая литература: 1.Н.А.Извекова /Правила дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982. 2.Н.А.Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006. 3.Л.Б.Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом «Корифей», 2008. 4.Т.Ф.Саулина / Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2009. 5.Г.П.Шалаева/ Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Издательство Эксмо, 2007.