«В ЛЕС НЕ ЗА ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ, А ЗА ЧУДЕСАМИ»
(Интегрированное занятие: экология + математика).
Старший
воспитатель Азарова Т.И.
Воспитатель подготовительной группы Хозя М.А.
Задачи:
•
Уточнить
знания детей о весенних явлениях природы.
•
Закреплять
навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10.
•
Закреплять
умения детей решать задачи в одно действие на сложение, пользоваться цифрами и
арифметическими знаками.
•
В
пальчиковой гимнастике закреплять умения детей называть числа в прямом и
обратном порядке.
•
Закреплять
навыки ориентирования по схеме на листе бумаги.
•
Научить
детей с помощью условной мерки измерять расстояние.
•
Развивать
у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
•
Воспитывать
навыки сотрудничества, активность, инициативу.
•
Развивать
интерес к математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание
добиваться лучших результатов.
Оборудование:
Весенние картинки; пенек; карта; примеры
на листочках; 4 веточки; модель муравейника; игрушки муравья, медведя; макеты
деревьев (ель, береза, осина), двух кустарников, болота, берлоги; нарисованный
лабиринт; 7 цветов на магнитах; набор магнитных цифр; наборы цифр от 1 до 9 на
каждого ребенка; логические таблицы на каждого ребенка; цветик - семицветик -
на каждого ребенка; 10 фломастеров.
Предварительная работа:
Наблюдения
на прогулке, чтение художественной литературы, беседы, заучивание стихов. ЛЕСОВИЧОК.
Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я старичок - лесовичок, вот
пришел к вам в гости. Старый я стал, забываю, напомните мне пожалуйста какое
время года сейчас?
-
Какой сейчас месяц?
-
А какой это месяц?
Давайте
мы сегодня поговорим о ранней весне. - Кто из вас может мне назвать приметы ранней
весны? (Иллюстрации)
-
Ребята, а вы знаете, почему на снегу образуются дырочки?
-
Когда днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, как
называется это явление? (наст)
ЛЕСОВИЧОК. Молодцы. Все
знаете - весной снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого
солнышко весною светит ярче, теплее.
А хотите
отправиться в путешествие? Подойдите скорее к пенечку! Пенечек не простой, а с
секретами. Ну-ка, посмотрите хорошенько, лесные жители приготовили для вас
сюрприз. (Дети находят карту в пеньке, рассматриваем карту).
-
Что вы нашли?
-
Для чего нужна карта?
-
Как вы думаете, с какого места нам надо начать путешествие? (от пенька)
-
Но от этого места две тропинки. К чему они ведут? (к кустарникам)
-
А как вы догадались, что это кусты, а не деревья?
- Ребята, вспомните, чем кустарник
отличается от дерева? (у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько,
но более тонких)
ЛЕСОВИЧОК.
Чтобы
узнать, по какой тропинке нам дальше идти, вы должны решить примеры (дети
зачитывают свои примеры и ответы). Если вы правильно ответите на мой вопрос,
тогда я подскажу вам по какой тропинке идти. Выберите самое маленькое
число. А теперь самое большое (подсказка
- мы идем по короткой тропинке, направо). Итак, ребята, мы добрались до куста. Давайте
посмотрим по карте, куда же нам идти дальше? (опять две тропинки) - К какому же
дереву нам надо идти? Так и быть, я вам подскажу. Нужно пройти к дереву,
расстояние равно длине 4 веточек.
ЛЕСОВИЧОК. Под осинкой еще
лежит снежок, хотя видны и проталинки.
-
Ребята, что вы видите под осинкой? (муравейник)
- Из чего строят
муравьишки муравейник? (из сосновых и еловых иголок)
ЛЕСОВИЧОК. Его обитатели всю зиму спали в
своем домике, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает
все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу, в муравейнике
открываются двери и окошки. Один самый смелый муравьишка (игрушка-муравей)
отправился погулять по проталинкам. Но когда настало время возвращаться назад,
муравьишка, представьте себе, заблудился. А муравью обязательно надо вернуться
в муравейник, иначе он погибнет. Давайте поможем муравьишке добраться до
муравейника, (лабиринт) нарисован на полу.
Стихотворение о муравьях.
ЛЕСОВИЧОК: Ну вот, теперь, когда муравьишка
добрался до дома, мы продолжим нашу прогулку.
-
Ой, ребятки, здесь болото!
-
Ребята мы можем перебраться через болото?
- А это не опасно?!
(не можем, болото очень опасно, можно провалиться в трясину.)
-
Что же нам делать? Давайте посмотрим на карту, может есть другой
путь?
-
Болото можно обойти, и тропинка ведет
прямо к березке.
ЛЕСОВИЧОК. Почему под
березкой еще лежит снежок, а около осины совсем не много? (Под березой он
растает позже, потому что у нее светлый ствол: светлые цвета меньше притягивают
солнечные лучи, чем темные. А у осины
ствол тёмный, поэтому около осины снега меньше, чем под березкой). Появляются
проталины в лесу.
-
Какое первое растение вырастет на
проталинках? (подснежники).
-
А
почему цветы так называются? (Они
начинают расти еще под снегом, а расцветают уже тогда, когда снег растает. И на
первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые
цветы.)
-
Самые
первые цветы называют первоцветами.
-
Почему
их так называют? (потому что они расцветают первыми)
- У нас на севере
растут подснежники? (нет)
Какой цветок у нас на Севере появляется первым?
(мать-и-мачеха).
ЛЕСОВИЧОК: Люди за долгую зиму отвыкают
от зеленых листочков, от цветов. Поэтому, когда расцветают цветы мать - и -
мачехи, каждый хочет собрать себе букетик этих цветов. И из-за этого все меньше
и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся
относиться к ним бережно, цветы могут вообще исчезнуть. Снова и снова, ребята,
мы с вами говорим о бережном отношении к природе, к растениям и животным. Стихотворение о
цветах.
А
вы знаете, у меня в лесу на полянке распустилось 6 цветочков, а сегодня поутру
— еще 3. Сколько всего цветов распустилось на полянке? (задача).
Ребята,
что я вам сейчас рассказала? (задачу) - Из скольких частей состоит задача? (4)
- Из каких?
Назовите
условие в этой задаче? Назовите вопрос?
-
Что
такое решение? (арифметическое действие). Я вам предлагаю решить задачу.
Записываем
у доски решение (один ребенок выкладывает из магнитных цифр, дети за столами)
Какой будет ответ у этой задачи? ( Всего 9 цветов распустилось на полянке.)
ЛЕСОВИЧОК. А теперь
продолжим нашу прогулку по весеннему лесу.
- Куда ведет тропинка
от березки? (к елочке).
- Взгляните, что это под елью? (Берлога).
-
Можно ли шуметь возле берлоги? (нельзя,
так как ранней весной медведю еще рано просыпаться, - еще нет в лесу еды для
медведя. Голодный медведь очень опасен).
-
Тишина.
Спит медведь. Тише, тише, не шумите. Давайте отойдем от берлоги.
- Чем же
питается медведь, когда вылезает из берлоги? (ягодами, грибами, рыбой, травой).
-
Если
медведь ест все, что можно сказать о нем? (Медведь - всеядный).
Оказывается, одним из его любимых
лакомств являются муравьи. Представьте себе, огромный медведь подходит к
муравейнику и запускает туда свою мохнатую лапу. Муравьи, сильно рассердившись,
облепляют и кусают эту лапу, которая разрушает их дом. Тогда медведь вынимает
лапу из муравейника и слизывает с нее муравьев. Итак, медведь, как видите,
является одним из серьезных врагов муравьев и муравейников.
Но
горе - не беда, муравьи такие труженики,
они очень быстро восстанавливают свой дом. У меня есть такие карточки.
Карточки не простые. Мы их с вами заполним и оставим медведю у берлоги. Он
проснется и будет ему, чем полакомиться. Стихотворение «Не шумите в лесу».
Дыхательная гимнастика с использованием ароматерапии.
ЛЕСОВИЧОК. Молодцы, ребята, вы хорошо
справились с этой задачей. Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? Что
вы узнали интересного, нового? Я очень доволен, ребята, как вы научились
работать с картой. Да и задачи вы решали хорошо. В подарок я вам принес
волшебный цветик - семицветик. Все лепестки у него разного цвета. Он не
простой, а математический. Чтобы раскрасить его лепестки в нужный цвет, надо
решить примеры. Это задание я предлагаю вам выполнить дома. А на следующем
занятии мы проверим, как вы справились с
заданием, какие цветики - семицветики у вас получились. До свидания ребята, я
обязательно с вами ещё встречусь,
приходите ко мне в лес в гости.
|