Кузьминчук Н. А. 1 квалификационная категория МБДОУ детский сад № 9 пгт. Никель Мурманской области Печенгского района воспитатель
«Здоровьесберегающие технологии как фактор самореализации личности дошкольников»
XXI
век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая
актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к
здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи
современного дошкольного образования. «Здоровье – это не только
отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние
организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в
различных областях деятельности». Поэтому перед нами встал вопрос,
как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без
ущерба здоровью дошкольников? Целью моей работы стало воспитание
здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие
технологии. Главное назначение таких новых технологий – объединить
педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей
на сохранение, укрепление и развития здоровья». Здоровьесберегающая
технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных,
коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в
процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка
и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий -
обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у
него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных
видах деятельности. Каждая из этих технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу
жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность воспитательно - образовательного процесса,
формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 1. - способствовать полноценному физиче¬скому развитию детей в процессе их воспита¬ния и образования; 2. -прививать ребенку навыки нравствен¬ного и культурного поведения, в немалой сте¬пени содействующие укреплению здоровья; 3.
- формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное
благополу¬чие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации. Работу
по внедрению здоровьесбе¬регающих технологий я начала со средней
группы. Старалась формировать у детей чувство ответственности за
собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем. Знакомила их с
элементарными понятиями о строении и функциях организма. Провела в
группе цикл занятий «Вот я какой!». Дети в игровой форме познакомились
с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я
умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и
холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям. Итогом
работы в этом направлении стало открытое занятие «Добрый доктор
Айболит». Дети с радостью делились с «Айболитом» знаниями о своем
организме и о пользе воды, рассказывали о предметах туалета и
гигиенических принадлежностях. В старшей группе я провела цикл
занятий по теме «Моё тело». На этих занятиях дети знакомились с
правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению
здоровья. Знакомиться со строением человеческого организма мы начали со
скелета. Я рассказала детям о его функциях. Особое внимание уделила
изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений и
необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных
движений. Во второй части занятий я знакомила детей с упражнениями,
развивающими подвижность, гибкость и эластичность позвоночника. На
занятиях «Сердечное чудо» речь шла о работе сердца и о том, что
происходит при его остановке. Второй частью занятия были игры,
способствующие укреплению сердца «Не промахнись», «Кто быстрей?». В
конце занятия дети познакомились с правилами поведения, соблюдение
которых помогает сердцу быть здоровым. На занятии «Как мы дышим?»
дети узнали о таком органе, как легкие. В упрощенной форме я
познакомила детей с функциями органов дыхания. Дети узнали, что такое
дыхательная гимнастика, а затем им было предложено подумать и решить,
как можно защитить себя от дыма, от пыли и вредных для организма
газов. На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получили
представление о функции органов зрения, познакомились со строением глаза
и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через препятствия» дети
ощутили, как тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. В
заключение малышам было рассказано о правилах, соблюдение которых
поможет сохранить остроту зрения. Работу в этом направлении я
продолжаю и сейчас, с детьми подготовительной группы. На занятии
«Преодолей себя» дети получили элементарные представления о нервной
системе и ее значимости. В конце занятия ребята высказали свои мнения
относительно того, как следует беречь свои нервы и как щадить нервы и
настроение окружающих. Очень полюбилась моим детям гимнастика для
пальчиков. Они с большим удовольствием не только разучивают новые
«пальчиковые» упражнения, но и придумывают свои. Результат - у детей
быстро развивается мелкая моторика рук, способность к координации
движений, чувство ритма. Уже сейчас дети могут довольно подробно
рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно
делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и
близких. Иначе говоря, у ребят сформировалось осознанное отношение к
своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного
тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой. Проявляя
заботу о физическом развитии ребенка, я стараюсь уделять должное
внимание и развитию его двигательных навыков и умений. Диагностика
физических качеств показала, что в результате систематической работы по
физическому воспитанию в детском саду и, в частности, активизация
двигательной активности детей на физкультурных занятиях, воспитание
осознанного отношения детей к своему здоровью дало положительные
результаты. Приобщение воспитанников детского сада к здоровому
образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь
главные воспитатели ребенка – его родители. От того, сколько внимания
они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта
детей. Поэтому я придаю большое значение работе с родителями. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов. В
нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего
процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Являясь
участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению
дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни,
применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания
среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. В
этом учебном году мои дети пойдут в первый класс. Я буду наблюдать за
тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни. И мне
кажется, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроятся» в
новую для себя обстановку, быстро привыкнут к новым условиям
повседневной жизни, что закономерно скажется на уровне их успеваемости.
Многие дети посещают кружки, гимнастические клубы и уже радуют нас
своими выступлениями на концертах и праздниках. Могу с уверенностью
сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать
себя на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и
достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и
мне.
Список литературы: 1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. - М.:Просвещение,1986 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008 3.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. 4.
Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в
дошкольных учреждениях. М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС,2004 5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002 6. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.