Кузьминчук Н. А.
1 квалификационная категория
МБДОУ детский сад № 9 пгт. Никель
Мурманской области
Печенгского района
воспитатель
1 квалификационная категория
МБДОУ детский сад № 9 пгт. Никель
Мурманской области
Печенгского района
воспитатель
«Здоровьесберегающие технологии как фактор самореализации личности дошкольников»
XXI
век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая
актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к
здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи
современного дошкольного образования. «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности».
Поэтому перед нами встал вопрос, как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
Целью моей работы стало воспитание здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развития здоровья».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.
Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. - способствовать полноценному физиче¬скому развитию детей в процессе их воспита¬ния и образования;
2. -прививать ребенку навыки нравствен¬ного и культурного поведения, в немалой сте¬пени содействующие укреплению здоровья;
3. - формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополу¬чие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.
Работу по внедрению здоровьесбе¬регающих технологий я начала со средней группы. Старалась формировать у детей чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем. Знакомила их с элементарными понятиями о строении и функциях организма. Провела в группе цикл занятий «Вот я какой!». Дети в игровой форме познакомились с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям. Итогом работы в этом направлении стало открытое занятие «Добрый доктор Айболит». Дети с радостью делились с «Айболитом» знаниями о своем организме и о пользе воды, рассказывали о предметах туалета и гигиенических принадлежностях.
В старшей группе я провела цикл занятий по теме «Моё тело». На этих занятиях дети знакомились с правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению здоровья. Знакомиться со строением человеческого организма мы начали со скелета. Я рассказала детям о его функциях. Особое внимание уделила изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений и необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных движений. Во второй части занятий я знакомила детей с упражнениями, развивающими подвижность, гибкость и эластичность позвоночника. На занятиях «Сердечное чудо» речь шла о работе сердца и о том, что происходит при его остановке. Второй частью занятия были игры, способствующие укреплению сердца «Не промахнись», «Кто быстрей?». В конце занятия дети познакомились с правилами поведения, соблюдение которых помогает сердцу быть здоровым.
На занятии «Как мы дышим?» дети узнали о таком органе, как легкие. В упрощенной форме я познакомила детей с функциями органов дыхания. Дети узнали, что такое дыхательная гимнастика, а затем им было предложено подумать и решить, как можно защитить себя от дыма, от пыли и вредных для организма газов. На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получили представление о функции органов зрения, познакомились со строением глаза и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через препятствия» дети ощутили, как тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. В заключение малышам было рассказано о правилах, соблюдение которых поможет сохранить остроту зрения.
Работу в этом направлении я продолжаю и сейчас, с детьми подготовительной группы. На занятии «Преодолей себя» дети получили элементарные представления о нервной системе и ее значимости. В конце занятия ребята высказали свои мнения относительно того, как следует беречь свои нервы и как щадить нервы и настроение окружающих.
Очень полюбилась моим детям гимнастика для пальчиков. Они с большим удовольствием не только разучивают новые «пальчиковые» упражнения, но и придумывают свои. Результат - у детей быстро развивается мелкая моторика рук, способность к координации движений, чувство ритма.
Уже сейчас дети могут довольно подробно рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и близких. Иначе говоря, у ребят сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой.
Проявляя заботу о физическом развитии ребенка, я стараюсь уделять должное внимание и развитию его двигательных навыков и умений. Диагностика физических качеств показала, что в результате систематической работы по физическому воспитанию в детском саду и, в частности, активизация двигательной активности детей на физкультурных занятиях, воспитание осознанного отношения детей к своему здоровью дало положительные результаты.
Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка – его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта детей. Поэтому я придаю большое значение работе с родителями.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:
открытые занятия с детьми для родителей;
педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации;
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
организация культурного творчества дошкольников;
оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
В этом учебном году мои дети пойдут в первый класс. Я буду наблюдать за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни. И мне кажется, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроятся» в новую для себя обстановку, быстро привыкнут к новым условиям повседневной жизни, что закономерно скажется на уровне их успеваемости. Многие дети посещают кружки, гимнастические клубы и уже радуют нас своими выступлениями на концертах и праздниках. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и мне.
Список литературы:
1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. - М.:Просвещение,1986
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
4. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС,2004
5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
6. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Скачать ПРОЕКТ